back to top
-12.1 C
Алматы
Понедельник, 23 декабря, 2024
No menu items!
ДомойГлавные новостиВынужденно, но необходимо: в Карагандинской области подорожает проезд на междугородних маршрутах

Вынужденно, но необходимо: в Карагандинской области подорожает проезд на междугородних маршрутах

Расходы на перевозки пассажиров превышают доходы почти в восемь раз

В Карагандинской области подорожает проезд на междугородних маршрутах. В скором времени жители городов-спутников за одну поездку в областной центр будут платить 100 тенге вместо 80 при условии электронной оплаты. Власти объясняют: эта мера непопулярная, но вынужденная. Иначе вопрос пассажирских перевозок в регионе окажется под угрозой.

Сразу нужно отметить: последний раз тариф на проезд в междугородних автобусах поднимали почти 10 лет назад. За последние годы была проведена большая работа по модернизации всей системы пассажироперевозок как в Караганде, так и в городах-спутниках и районах. Как рассказал руководитель областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Максут Кожанов, первым делом главные силы были брошены на обновление подвижного состава. За четыре года приобрели 400 новых автобусов. Только в прошлом году было куплено 195 единиц транспорта, в том числе 146 — для Караганды, пять — для Шахтинска и 44 – для межрайонных маршрутов. В этом году планируется пополнить автопарк еще 37 новыми автобусами. 29 машин марки Yutong будут курсировать по Балхашу и 8 ПАЗов и ГАЗелей – по Абайскому району. В итоге сейчас из 88 автобусов, работающих на пригородных маршрутах, 44 – новые, а средний срок эксплуатации машин снизился с 11 до 6,5 лет. Ежедневный выход общественного транспорта сегодня составляет 95-98% всего подвижного состава, тогда как раньше он держался на уровне 75%.

 За два прошедших года были возобновлены 9 маршрутов, которые прекратили существование во время пандемии. В том числе вновь курсирует автобус маршрута № 100 – шесть машин, это обеспечило стабильное сообщение между Майкудуком, Пришахтинском и Темиртау. Также жители региона могут снова добраться из областного центра в Нуру, Крещеновку, Карагайлы, Урожайный, Актогай и Родниковский, доехать из Шахтинска до Топара и из Балхаша до Приозерска. Запущены внутренние маршруты в поселках Нура, Ботакара и в Каркаралинске. Кроме того, с апреля прошлого года на пригородном маршруте Караганда-Темиртау количество автобусов увеличено с 10 до 16, задействовано 8 новых автобусов, что значительно стабилизировало ситуацию.

Одной из мер улучшения качества пассажирских перевозок стала цифровизация общественного транспорта. С 2021 года успешно действует система электронной оплаты ONAY! на маршрутах областного центра. С учетом положительного опыта с 1 февраля прошлого года система была внедрена и на междугородних маршрутах с городами-спутниками. На них был установлен дифференцированный тариф в размере 80 тенге при электронной оплате (снизился на 45%), а наличными – от 95 до 190 тенге. В целом по области ежедневно совершается более 320 тысяч поездок, в том числе 35 тысяч — между областным центром и пригородом. Карточками предпочитают расплачиваться не менее 95% пассажиров. Для 100 тысяч детей от 7 до 18 лет с прошлого года проезд бесплатный. В этом году планируется запустить ONAY! в Темиртау и Шахтинске.

– Стоит отметить, что ныне действующие тарифы при наличной оплате действовали с 2014 года, то есть не менялись практически 10 лет, – пояснил Максут Кожанов. – С того времени существенно повысились цены на основные статьи расходов. Так, стоимость дизельного топлива возросла в 2,8 раза, горюче-смазочные материалы подорожали в четыре с половиной раза, автошины – в три с половиной раза и зарплата водителей – в два с половиной раза: со 167 тысяч тенге в 2014 году до 400-450 тысяч тенге в нынешнем. С учетом этих затрат себестоимость одной поездки составляет от 553 до 876 тенге. Для примера: проезд из Караганды в Сарань на самом деле обходится перевозчику в 850 тенге. При этом сейчас пассажир платит 80 тенге безналичным расчетом и 100 тенге наличкой. Поездка в Шахан стоит 845 тенге, через ONAY! – 80 тенге, а наличными – 175 тенге. На сегодняшний момент убытки этой отрасли перевалили за 8,2 миллиарда тенге.

Поэтому для снижения нагрузки на бюджет и уменьшения убытков было предложено пересмотреть тарифы на междугородних маршрутах с 80 до 100 тенге при электронной оплате и до 200 тенге при наличной. Несмотря на это, стоимость одной поездки не будет превышать тариф до введения ONAY!, кроме Сарани, где разница составит всего 5 тенге.

 – По поручению акима области в связи с введением безналичной оплаты в прошлом году тариф был снижен. Процент электронного обилечивания сейчас составляет 96-98%. Цену поездки за наличные в размере 200 тенге мы устанавливаем для того, чтобы полностью уйти от этой системы и пассажиры для прозрачности расплачивались только карточками, – добавил руководитель управления. – Мы проводили разъяснительную работу с общественностью, вместе с депутатами и журналистами выезжали в автопарки, показывали их работу, условия труда, сколько автобусов работает. Руководители автопарков открыто говорили, что тариф необходимо поднять. Он был разработан согласно действующему законодательству и прошел антикоррупционную экспертизу.

В большинстве регионов страны также рассматривается вопрос о пересмотре тарифов, так как это необходимая мера с учетом убыточности сферы автомобильных перевозок. В пяти регионах уже подняли тарифы до 100 тенге, в некоторых – до 110 тенге.

 – Вопрос повышения цены на проезд обсуждали долго, – пояснил аким области Ермаганбет Булекпаев. – Изменения в положительную сторону есть – произошло обновление автобусного парка, запуск ранее закрытых маршрутов, объединение тарифа областного центра с городами-спутниками. Нужно понимать, что автобусные парки – такие же объекты предпринимательства, которые занимаются бизнесом. Их расходы за это время действительно выросли – на запчасти, ГСМ. Они повышают зарплату водителям, потому что имеется острый дефицит кадров. Мало того, так как в соседних регионах некоторые перевозчики подняли зарплаты водителям общественного транспорта до 700-800 тысяч тенге, идет отток кадров из нашей области. Сейчас мы хотим совместно выйти в министерство, чтобы сотрудникам автопарков тоже полагалась социальная поддержка в виде жилья. Так что повышение тарифа – мера вынужденная, непопулярная, но необходимая.

Светлана СВИЧ

Фото из архива “ИК”

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Торжество французского юмора на сцене Театра музкомедии

На закате уходящего года поклонники классической оперетты стали свидетелями очередной премьеры в Караганде. Название вечера одноактных оперетт «Ах, Оффенбах!» обещало сюрпризы от московского режиссера-постановщика...

В Балхаше открылась детская глазная клиника

Частный медицинский центр появился в городе благодаря общественному фонду «United Charity Projects Evolution». «LUCY» – это единственная в Казахстане негосударственная бесплатная глазная клиника для детей,...

Знакомьтесь: 22-й Туркестанский

На историческом факультете Карагандинского университета имени академика Е. Букетова прошла выставка «Офицеры-казахи – участники Первой мировой войны». Необычная презентация, посвященная 110-летию Первой мировой войны,...

Деликатес в наследство: как правильно заготовить соғым, рассказал известный карагандинский краевед

Удивительная традиция единения, сохранения семейных ценностей и самобытности степного народа Не только коренное население, но и все живущие в Казахстане знают это приятное и ласкающее...

Караганда готова к встрече Нового года

Сегодня вечером, 21 декабря, в областном центре, на площади Независимости многолюдно и весело. Здесь состоялась торжественная церемония зажжения главной елки Карагандинской области. Посмотреть...

В селе Акжар Бухар-Жырауского района запустили водопровод

Населенный пункт расположен в 60 километрах от районного центра, здесь проживают более 350 человек. Есть Интернет, сотовая связь, освещение, а вот центрального водоснабжения...

На медали — вся история: в Караганде рассказали, как создавался «Знак Независимости»

Как сообщала «ИК», накануне праздника 16 декабря в Караганде был презентован «Знак Независимости», созданный республиканским Qazaq club. Эта памятная медаль повествует о 2500-летней истории...