«Когда совершаешь свой первый самостоятельный полет, уже без инструктора, душу переполняет ощущение праздника. И гордости. Потому что ты очень долго трудился, работал над собой – и смог преодолеть все испытания», – говорит лейтенант Нурболат Молдабек.
Сегодня в День защитника Отечества 23-летний летчик с Карагандинской авиабазы вместе с другими экипажами отечественных ВВС покажет мастерство высшего пилотажа над столицей – на параде, посвященном 80-летнему юбилею Великой Победы.
Ему доверено управление современной и сверхманевренной машиной – многофункциональным истребителем поколения 4++. Су-30СМ способен выполнять весь комплекс воздушных маневров, вступать в ближний и дальний бой с летательными аппаратами различного класса, в том числе и беспилотными, поражать наземные и морские цели бомбами и ракетами. Эти перехватчики уже несколько лет состоят на вооружении 610-й авиационной базы имени дважды Героя Советского Союза Нуркена Абдирова, дислоцирующейся в шахтерской столице.
В Караганде лейтенант Нурболат Молдабек, один из самых молодых пилотов войсковой части, служит немногим более года. Родом он из Тараза, рассказывает, что до него офицеров в семье не было: мама работала поваром, отец трудился на заводе. После окончания шестого класса решил связать свою жизнь с армией и поступил в республиканскую школу «Жас улан» в Астане, затем – в Военный институт Сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза Т.Я. Бегельдинова в Актобе.
– Еще в школе понимал: чтобы стать летчиком, нужно хорошо учиться, обладать широким кругозором. Я дружил с математикой, физикой, в вузе изучали аэродинамику и другие дисциплины, которые дают представление, какие силы воздействуют на летательный аппарат, за счет чего он держится в воздухе. В небе, особенно на больших скоростях, пилоту некогда думать, счет идет на секунды, поэтому все действия по управлению машиной должны быть отработаны до автоматизма. В этой связи очень большой объем учебной и подготовительной работы происходит на земле. Немало внимания уделяется самообразованию. И чем больше ты узнаешь, тем отчетливее понимаешь – предела нет, это касается в первую очередь профессионального опыта, – рассуждает Нурболат.
Первым самолетом, который освоил летчик, стал легкий одномоторный FK-14 Polaris. Кстати, управлять им обучали на аэродроме «Балапан» под Карагандой. Затем в Балхашском авиационном центре настала очередь турбореактивного Л-39. Именно с него большинство отечественных пилотов начинают свой путь в истребительные подразделения ВВС РК.
– После окончания института в 2023 году был направлен для прохождения службы на Карагандинскую авиабазу, она же – войсковая часть 50185. Уже здесь прошел переобучение в составе экипажа на Су-30СМ. Эта машина совершенно иного класса, чем те, на которых мне приходилось летать. Скорость, эргономика, сверхманевренность, широкий спектр вооружения – впечатляло буквально все. Возможности истребителя довелось испытать в прошлом году – во время общевойсковых учений на армейском полигоне под Талдыкорганом. Здесь мы отрабатывали нанесение ракетных и бомбовых ударов по наземным целям, – рассказывает лейтенант Молдабек. – А вообще, коллектив у нас отличный, молодым летчикам помогают освоиться все – и командование части, и старшие товарищи из летного состава, и инженерно-технический персонал.
Он улыбается, когда я задаю ему банальный вопрос: за какое время можно домчаться до столицы на сверхзвуковом перехватчике?
– Часто об этом спрашивают. Во время одного из недавних тренировочных полетов наш экипаж взлетел в Астане и приземлился в Караганде через 17 минут 10 секунд. Примерно половина этого времени ушла, собственно, на взлет и посадку, а также на то, чтобы занять назначенный нам воздушный коридор. Правда, над степью мы немного ускорились, – уточняет Нурболат.
Предстоящим участием в Параде Победы молодой военный гордится. Признает, что это большая ответственность и необходимо оправдать доверие командования. В эти дни на Карагандинской авиабазе проходили подготовку пилоты из нескольких регионов Казахстана – здесь есть и многоцелевые истребители, и легкие учебные, и военно-транспортные самолеты. Летают много и часто, за последние несколько недель жители шахтерской столицы не раз наблюдали барражирующие в небе авиационные звенья, четко выдерживающие строй.
– Раньше про летчиков не так много рассказывали. Это было связано с различными причинами, в том числе и с требованиями секретности. Думаю, сейчас же люди должны видеть, что в нашей стране есть мощные, современные и хорошо оснащенные Вооруженные силы, которые способны обеспечить независимость государства. Кроме того, это хороший стимул для молодых людей, которым еще только предстоит выбрать для себя жизненный путь. Защитник Отечества – это профессия благородная и очень нужная во все времена, – говорит Нурболат.
Воздушная часть Парада Победы обещает стать наиболее зрелищной. Казахстанцам сегодня покажут различные элементы высшего пилотажа на Су-30СМ, Л-39, Л-410, пролеты в группе, сопровождение воздушного судна Ту-154М и другие маневры. Свое мастерство продемонстрируют и вертолетчики.
Фархат КИНЖИТАЕВ
Фото из личного архива
Нурболата МОЛДАБЕКА