Из-за удорожания стройматериалов, нехватки дизтоплива и безалаберного отношения одного из генподрядчиков был снижен темп ремонта дороги Караганда – Балхаш.
Чтобы наверстать упущенное и выровнять график, было решено привлечь субподрядные организации, которые в несколько раз увеличили количество техники и рабочей силы.
Работы продолжились после паузы
Неоднократные нарекания властей в адрес АО «НК «ҚазАвтоЖол» по поводу нерасторопности на оживленном автобане дали свои плоды. Работы на одном из самых опасных участков дороги республиканского значения после затянувшейся паузы вновь продолжились.
На реализацию этого амбициозного проекта, который реализуется в рамках программы «Нұрлы жол», в 2017 году было предусмотрено 248 миллиардов тенге. Строительно-монтажные работы 363 километров длятся уже четвертый год.
Автовладельцы ждут окончания ремонта
Для автолюбителей это серьезное испытание. Как отметил директор Карагандинского филиала АО «НК «ҚазАвтоЖол» Сырым Хамзин, количество объездных дорог на главном транспортном коридоре сократилось. Сейчас вместо 78 действуют 18. Хотя и оставшихся предостаточно, чтобы водитель фуры либо легкового авто устал от бесконечной пыли, съездов и подъемов. До сих пор сохраняется высокая аварийная ситуация.
Чтобы максимально сократить нагрузку на автовладельцев и обеспечить безопасный проезд, вскоре ремонтируемую трассу переведут в первую техническую категорию и сделают четырехполосной.
А пока там уложены около 300 водопропускных труб, возведены 18 мостов для сельхозпроезда, предусмотрены проходы для домашних животных. Позднее появятся барьерные ограждения, исключающие столкновение встречных авто, скотоизгороди, дорожные знаки.
На завершающей стадии планируют организовать вдоль трассы придорожный сервис и благоустроить площадки для отдыха. Поиск предпринимателей уже в активной фазе.
Как идет ремонт и почему возникли проблемы
– Проект дороги Караганды – Балхаш разделен на восемь участков, – рассказывает Сырым Хамзин. – Чтобы было удобнее работать, неподалеку от объектов смонтированы передвижные производственные базы. На каждой из них есть асфальтобетонный завод, дробильно-сортировочные установки, в том числе для производства щебня, грунтосмесителей, бетона и так далее. Здесь же предусмотрено жилье для дорожных рабочих.
Генеральным подрядчиком сейчас является «CITIC Construction» из Китая. Первоначально было двое участников. Однако отечественная компания сильно подвела своего партнера. Постоянно были жалобы на участок дороги от областного центра до села Аксу-Аюлы. Он был в крайне неудовлетворительном состоянии. Практически не велись работы от села Кызылкой до Нураталды.
За три года здесь смогли проложить только шесть километров. Из-за чего пришлось пересмотреть состав консорциума. Этот процесс занял около полугода. Зато теперь обеспечено движение по двум полосам и осталось только три объездных пути. Сейчас ведется наращивание четвертой полосы встречного потока.
– Первостепенная задача, которую перед нами поставили, – исключить объездные дороги, – уточнил директор КФ АО «НК «ҚазАвтоЖол». – Но, к сожалению, сразу ликвидировать все не получится.
Теоретически такая возможность не исключена. Но для этого, по словам руководителя, должны быть благоприятные погодные условия и своевременное завершение монтажных работ железобетонных изделий. По сути, в текущем году работы по реконструкции трассы начались только в июне. За два месяца удалось проложить около 70 километров.
– Нам сильно помешали пандемия, блокпосты. Не хватало рабочих. Что, собственно, и способствовало снижению темпов. А в 2021 году были исчерпаны заготовленные строительные материалы. Новый закуп битума и арматуры значительно увеличил предполагаемые расходы. Все подорожало в несколько раз. Не хватало дизельного топлива. Проблема еще есть. Приходится договариваться, выходить из положения. Удорожание проекта от первоначальной стоимости уже составило порядка 30-40 процентов, – делится проблемами Сырым Хамзин.
Что уже сделано и когда завершится строительство
Тем временем автолюбителям частично доступно движение по новому асфальтобетонному покрытию. Из 260 километров претензии к подрядчику были пока только в отношении исполнения 50 км. Но все недочеты уже устранены.
Стоит отметить, что на республиканской трассе предусмотрен пятиступенчатый контроль за качеством. В частности, неусыпную проверку осуществляет аттестованная дорожная лаборатория подрядчика, которая скрупулезно исследует материал на каждом этапе – от грунта до битума. Там же работают технический и авторский надзоры, Национальный центр качества дорожных активов, собственная служба заказчика.
Срок сдачи объекта в эксплуатацию намечен на конец следующего года. После компания будет нести гарантийные обязательства в течение пяти лет.
АВТОР Светлана СБРОДОВА
ФОТО предоставлено ПРЕСС-СЛУЖБОЙ “КазАвтоЖол”