На железной дороге и характер должен быть железным
Подниматься на горку и спускаться с нее – это не про развлечения в парке аттракционов, а про деятельность станции Караганда-Сортировочная. Там происходят расформирование и формирование поездов. Занимаются этим высококвалифицированные специалисты, от работы которых зависят безопасность движения и сохранность перевозимого груза.
Почти всю свою сознательную жизнь (а это без малого 30 лет) Рустем Ошанов провел на железной дороге. Уроженец поселка Мойынты Шетского района, он свою трудовую деятельность начинал монтером пути на Агадырской дистанции пути ПЧ-26. Ремонтировал железную дорогу, устранял дефекты, очищал стрелочные переводы от грязи и снега, забивал в шпалы костыли. Работал, как говорится, в поле, был закален и стужей, и зноем. Затем, постепенно повышая квалификацию, получая соответствующее образование, трудился дорожным мастером уже на других участках. Был ревизором по безопасности движения, инженером дефектоскопии – с помощью специального оборудования осматривал рельсы, выявляя неисправности. Но то была работа по путевой части. Теперь же железнодорожник занимается регулировкой движения.
– Сначала на станции в Майкудуке был составителем поездов. Прицеплял-отцеплял, убирал-подавал вагоны. Далее стал работать на станции Караганда-Сортировочная. Здесь начинал оператором сортировочной горки, потом – дежурным. Что это такое? Допустим, приехал груженый состав с юга страны, это более 70 вагонов. Все они не идут в одну точку. Например, 12 вагонов должны отправиться в Кокшетау, 10 – в Петропавловск, 15 – в Астану и так далее. Дежурный по горке сидит за пультом. Он дает команду, чтобы целый состав загнали на горку. Там начинается роспуск вагонов в соответствии с планом. Так из больших составов формируются уже меньшие, которые поедут в пункт назначения, – объясняет Рустем Ошанов, станционный диспетчер станции Караганда-Сортировочная.
Сортировочных горок на станции две: четная и нечетная. На них для выполнения вышеописанных операций имеются маневровые локомотивы, электровозы. Надо отметить, что в производственных процессах используются современные методы управления. Горки оборудованы системой горочной автоматической централизации. А четная управляется еще и горочным микропроцессорным комплексом.
Вскоре благодаря высокому профессионализму и добросовестному отношению к своим обязанностям Р. Ошанов стал станционным диспетчером. Теперь от него зависит деятельность станции. Он отвечает за движение на объекте, координирует работу всех структур. В его ведении и охрана труда, проводит инструктаж по технике безопасности.
– Моя смена длится 12 часов. В нее выходят 75 человек. Это сигналисты, дежурные по парку, по станции, регулировщики, приемщики. Занимаюсь координацией всех служб. Нашу деятельность можно сравнить с работой дорожных инспекторов, где важно знание ПДД. Как и они, мы занимаемся регулировкой движения, обеспечиваем безопасность. К слову, когда-то я хотел быть полицейским, мечтал работать в уголовном розыске. Поступить в академию тогда не удалось. Наверное, от судьбы не уйдешь, – улыбается наш собеседник. – Видно, на роду написано связать свою жизнь с рельсами и шпалами. Я ведь из династии железнодорожников. Мой отец был начальником депо, инструктором локомотивных бригад. Два брата и сестра тоже трудятся на железной дороге, а мой старший сын – помощник машиниста.
Рустем Ошанов считает, что не бывает плохой работы. Каждый труд по сути своей благороден. Надо добросовестно выполнять обязанности и в работу вкладывать часть своей души. Тогда и дело будет спориться, а труд принесет радость. Этому он учит молодежь, которая приходит сюда на экскурсии или преддипломную практику. Для них он старается быть примером. Именно таких людей имел в виду Президент Касым-Жомарт Токаев, когда говорил о новой общественной этике «Адал азамат».
К слову, станция сотрудничает с Карагандинским железнодорожным колледжем. Надо сказать, что предприятие дефицита кадров не испытывает. А в последнее время штат сотрудников заметно омолодился. На станцию Караганда-Сортировочная приходят работать молодые специалисты с высшим железнодорожным образованием, которые под руководством опытных работников проходят школу от сигналистов и регулировщиков скорости движения вагонов до дежурных по станции и станционных диспетчеров.
Важную роль последних отмечает Ерболат Ташенов, заместитель начальника по оперативной работе станции Караганда-Сортировочная:
– Станционного диспетчера можно сравнить с мозгом, который дает команды центральной нервной системе человека, и тот совершает то или иное действие. Рустем Ошанов в нашей сфере – почти 30 лет. У него большой опыт, которым он охотно делится, помогает нашей молодежи. Начинал, как говорится, с самых низов, все процессы изучил изнутри. Его отличают такие качества, как коммуникабельность, отзывчивость, дружелюбие и профессионализм. Со всеми умеет найти общий язык. И в то же время на железной дороге и характер должен быть железным, тем более у того, на ком такая большая ответственность. В сутки через нашу станцию проходит около 8 тысяч вагонов. Везут все: уголь, лес, бензин, зерно, стройматериалы, технику и т.д. А железная дорога – зона повышенной опасности. Задача диспетчера, как и всей станции, обеспечить безопасность движения и сохранность перевозимого груза. Чтоб нигде не было простоев или (не дай Бог) столкновений.
Кирилл ВАСИЛЬЕВ
Фото Александра МАРЧЕНКО