Следить за порядком не только на дорогах, но и улицах, предотвращать грабежи, приводить в чувство дебоширов и организовывать эвакуацию людей при ЧС – это все про дорожно-патрульную службу.
В том, что сотрудники ДПС не только машут жезлом, но и выполняют множество других обязанностей, мы убедились во время выезда с экипажем «Бортовой 140» – старшим инспектором службы патрульной полиции УП Караганды капитаном Ділмұратом Сұлтаном и инспектором старшим лейтенантом Еркебұланом Тілепбергеном.
– Наша рота обслуживает Юго-Восточный сектор города. Служба проходит в две смены – с утра и с вечера. Сегодня мы начали в 9.00 – и до 21.00. Перед заступлением в наряд получаем оружие и спецсредства. Затем начинается развод, где командир полка проверяет форму каждого сотрудника, проводит инструктаж, дает ориентировки, – рассказывает о распорядке работы капитан Ділмұрат Сұлтан.
У каждого в полицейскую службу свой путь. Если Ділмұрат мечтал об этом с детства и специально поступил на юридический факультет, то его напарник Еркебұлан пришел в полицию после армии. И вот уже более одиннадцати лет он на страже закона.
Работа патрульного полицейского – не из простых. Это ежедневная 12-часовая смена на закрепленном участке. Они ездят по улицам и дворам домов, следят за порядком. Например, чтобы жители не распивали алкоголь и не курили в общественных местах, не бросали мусор где попало и не шумели. Также патруль всегда слушает радиочастоты: вдруг поступит вызов о драке или краже. Неслучайно полицейский должен как свои пять пальцев знать расположение домов, магазинов, кафе на своем участке, чтобы моментально среагировать в случае правонарушения.
– Самый пик вызовов приходится на ночь, особенно в выходные дни. Распитие алкогольных напитков и появление в нетрезвом виде в общественном месте, семейные скандалы, драки, хулиганство, кражи – все эти сигналы диспетчер передает нам, и мы в течение нескольких минут должны прибыть на место. В начале года был случай: по рации сообщили, что у женщины грабитель сорвал золотую цепочку. Получив ориентировки, по горячим следам, оцепив несколькими нарядами район, задержали злоумышленника. Да, иной раз приходится применять физическую силу и спецсредства. Главное – обезвредить и задержать правонарушителя, – говорит старший лейтенант Еркебұлан Тілепберген.
Чувство ответственности
Что касается буйства домашних тиранов, то, благодаря ужесточению закона о бытовом насилии, сейчас такого рода происшествий стало меньше. По словам наших собеседников, в среднем один раз в месяц им приходится успокаивать дебоширов, до этого сталкивались с такими случаями чаще.
– Водители часто не пристегиваются или разговаривают по телефону за рулем. Бывают и грубые нарушения – проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу, управление транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В таких случаях мы останавливаем авто, проверяем документы, составляем административный протокол, а если необходимо, проводим медосвидетельствование и водворяем авто на спецстоянку. Правда, тех, кто садится за руль пьяным, сегодня становится меньше. Кто не хочет лишиться прав на семь лет, старается вызвать такси и не рисковать. Были случаи, когда останавливали машину – за рулем сидит трезвый водитель, а хозяин авто рядом. Но, несмотря на сознательность автолюбителей, есть еще нерадивые граждане, которые рискуют не только своей жизнью, но и чужой, – рассказывает полицейский.
Как отмечают сами сотрудники ДПС, качество подготовки водителей, получающих водительское удостоверение, в последние годы улучшилось. Так, как при сдаче теоретического экзамена процесс тестирования фиксируется на аудио- и видеозаписи. Также проводится биометрическая идентификация личности – то есть за сдающего не может пройти экзамен кто-то другой. И сегодня редко у кого получается сдать его с первого раза, только тем, кто выучил теорию наизусть и получил хорошую практику вождения вместе с отцом, братом или другом. У этих водителей чувствуется хорошее знание ПДД, и когда таких останавливают, они понимают, что нарушили, и не возникает никаких вопросов к оформлению протокола. В таких случаях, когда водитель признает свое нарушение, на основании статьи 810 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» производится сокращенное делопроизводство, и в течение недели он может оплатить 50 процентов от штрафа. А если не согласен, то отправляют на рассмотрение, и там уже скидка не предусмотрена.
– В среднем в день оформляем шесть протоколов, бывает, и десять, и пятнадцать. В особенности когда проходят республиканские отработки. К примеру, ОПМ «Безопасная дорога», «Перевозчик» – следим, чтобы водители автобусов были пристегнуты, соблюдали скоростной режим, не проезжали на желтый свет светофора, не курили за рулем, так как автобус – это общественное место, в общем, работаем ради безопасности граждан, – продолжает рассказывать о деталях работы старший инспектор службы патрульной полиции.
Проезжая по улице Муканова, на пересечении со «Степным-1», наш экипаж остановился у произошедшего на этом перекрестке ДТП и сразу приступил к опросу водителей. Тут же порекомендовали, согласно ПДД, выставить позади машин знак аварийной остановки. После этого проследовали дальше по маршруту.
– В первую очередь у них спросил, какая необходима помощь, нужно ли им объяснить, как оформить «Европротокол», так как ущерб на первый взгляд незначительный и никто не пострадал. Но оказалось, что участники ДТП уже позвонили на 102. Один из них работает в такси, и машина в аренде, поэтому ему необходимо оформление по старинке, то есть по полной, с решением суда. К ним должен будет подъехать другой экипаж, так как нас по определенной очереди направляют, – объясняет капитан полиции.
Чтобы не случилось
Кстати, через мобильное приложение «Европротокол» оформить можно не любое происшествие. Должны быть соблюдены три условия: в ДТП участвуют только два автомобиля, у водителей которых есть страховка ОГПО; оба участника согласны с тем, кто виноват в происшествии; в результате аварии не был причинен вред здоровью, а сумма ущерба для авто не превышает 100 МРП, то есть 369 200 тенге в 2024 году.
– Для оформления нет необходимости вызывать нас, а значит, и бегать за справками на медосвидетельствование, присутствовать на суде, разумеется, тоже. Упрощение процессов и экономия времени налицо. И виновник ДТП не будет оштрафован, и страховые компании выплачивают ущерб быстрее. Ну а нас вызывают уже при более серьезных авариях. Поэтому, когда происходит происшествие с незначительными повреждениями и, самое главное, из людей никто не пострадал, мы рекомендуем оформлять через «Европротокол». Самое важное – умение пользоваться мобильным приложением, где водители должны сфотографировать поврежденные детали, заполнить акт и отправить заявку на возмещение ущерба сразу в страховую компанию, – поясняет старший инспектор экипажа.
ДПС – это не только патрулирование на дорогах наших городов, но и первая служба, которая реагирует на любые вызовы. Именно ей приходится чаще всего задерживать нарушителей, предотвращать и раскрывать преступления. Инспекторы вооружены всем, что необходимо, могут быстро задержать грабителя, объявив план «Перехват», утихомирить разбушевавшегося дебошира, а при пожаре первыми прибыть на место ЧП и, несмотря на риск, эвакуировать пострадавших. Для этого в патрульной машине есть даже индивидуальные противогазы. И они пригождаются.
– Два года назад был пожар по проспекту Республики, 18. До приезда служб ЧС мы успели эвакуировать порядка пятидесяти человек. И, конечно, в социальных сетях все прославляли спасателей ДЧС, а о полицейских – ни слова. Но здесь главное – не слава, а безопасность наших граждан. Да, наша служба сопряжена с опасностью. Даже приезжая на вызов, где требуется успокоить дебошира, мы не знаем, как он отреагирует. Есть те, кто, видя людей в форме, сразу успокаивается, а есть и другие – наоборот, ведут себя агрессивно и могут кинуться с ножом, – делятся полицейские.
Нарушения по линии дорожного движения, мелкое хулиганство, несоблюдение правил благоустройства – обо всех фактах, входящих в компетенцию органов внутренних дел, можно круглосуточно сообщать в полицию в мобильном приложении «102».
– Сегодня граждане активно пользуются этим приложением, и мы оперативно реагируем на такие обращения. Самое главное – необходимо зафиксировать на фото или видео правонарушение, – рассказывают наши собеседники.
Нельзя расслабляться
Отдыхать капитану Ділмұрату Сұлтану и старшему лейтенанту Еркебұлану Тілепбергену не приходится и после дежурства. Ведь нужно еще позаниматься спортом. Быть в хорошей физической форме в этой профессии немаловажно, поскольку порой приходится усмирять буянов или задерживать сопротивляющихся нарушителей.
– Мы сами должны быть и физически, и психологически подготовленными, поэтому постоянно поддерживаем форму. Два раза в год обязательно сдаем зачеты по физической подготовке, тестирование на знание законодательства, – говорит Еркебұлан Тілепберген.
Словом, сложностей и дополнительной нагрузки у полицейских в работе предостаточно. Однако ребята искренне любят свою работу, считая ее настоящим призванием. А дома их ждут любящие жены, которые всегда переживают за своих мужей, и дети.
– Можно сказать, служебная машина – наш второй дом, так как времени мы больше проводим в ней. Благо сегодня мы обеспечены всем необходимым. Даже наши ветераны, которые садятся в наши новые автомобили, с доброй завистью говорят, что им такие и не снились – ездили на старых советских машинах, – улыбаясь, делятся наши герои.
Инспекторы всегда стараются следить за своим автомобилем, содержать в хорошем состоянии, чтобы он никогда не подводил в службе. А соблюдение ПДД и техсостояния транспорта – это строгая, но хорошая привычка. Признаются, даже когда садятся пассажирами рядом с родственниками, друзьями, запрещают разговаривать по телефону, делают замечания, если вдруг не горит какая-либо лампочка.
Между прочим, Ділмұрату Сұлтану даже довелось сняться в кино, и причем сыграть себя же – старшего инспектора службы патрульной полиции.
– Как-то зимой по согласованию с руководством наш экипаж обеспечивал всем необходимым, то есть формой, спецсредствами, съемочную группу сериала «Бірге бол». Но подобранные актеры на роль инспекторов внешне явно не подходили – обросшие, не имели соответствующих полицейскому выправки и внешнего вида. В итоге режиссер попросил сыграть эти эпизоды нас самих. Мы были не против, единственное, наше участие должны были согласовать с руководством, – улыбаясь, рассказал о своем опыте в кино старший инспектор.
Но реальная жизнь подбрасывает им эпизоды похлеще. Вот и в следующую смену они на 12 часов станут не киношными, а реальными универсальными полицейскими, которые всегда готовы прийти на помощь.
Әсет ҚАМСЫЗҰЛЫ
Фото Александра МАРЧЕНКО