В 316 школах региона установлена «Автоматизированная система психолого-педагогического мониторинга HR+». Благодаря ей автоматически составляется карта психологического развития ребенка, предоставляющая больше времени специалисту на индивидуальную работу. Дает ли это положительный результат? На этот вопрос пытались найти ответ члены областной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав под председательством заместителя акима области Әлібека Әлденея.
По информации заместителя руководителя управления образования Алмы Шалабаевой, в текущем учебном году разного рода психологическими диагностиками было охвачено почти 250 тысяч учащихся, из которых 17 615, или 7%, находятся в зоне риска. Иными словами, имеют повышенный уровень тревожности, депрессии и агрессии. При этом почти три тысячи учеников подобное анкетирование не проходили, поскольку такие вещи с обучающимися проводятся только с письменного согласия родителей. Однако, несмотря на конфиденциальность полученных данных, не все взрослые хотят, чтобы с их детьми работали психологи. Во-первых, они не готовы признать, что с их ребенком что-то не так. К примеру, если педагог-психолог видит, что ребенку нужна более углубленная помощь, то родителям дается рекомендация для обращения к детскому психиатру или детскому суицидологу. Но многие взрослые боятся, что это станет для их ребенка клеймом на всю жизнь. Поэтому выбирают безопасную позицию сделать вид, что все хорошо.
– При этом хочу пояснить, что при выявлении фактов насилия и жестокого обращения информация сразу же передается в правоохранительные органы. Такие случаи выявляли психологи и педагоги в Караганде, Шахтинске, Осакаровском районе. Это также предусмотрено Законом РК «О статусе педагога», – пояснила Алма Шалабаева.
Для усиления службы психологической поддержки в организациях образования по поручению Главы государства в прошлом году был открыт Центр психологической поддержки. При нем появились отделы методической и психологической работы, мобильного реагирования, кабинеты для индивидуальных консультаций. Центром психологической поддержки в школах внедрен мониторинг динамики социальной адаптации детей. А для раннего выявления учащихся, требующих повышенного педагогического внимания, в том числе и признаков возможного буллинга и насилия, разработана карта социально-психологического наблюдения. В рамках внедрения антибуллинговых программ в школах на базе центра был открыт Проектный офис, который охватил 10 учебных заведений, где ранее отмечались факты суицидального поведения подростков, правонарушения. За школами также закреплены врачи общей практики и врачи-психиатры.
Особое внимание уделяется повышению квалификации педагогов-психологов. За последние два года более 1200 специалистов прошли разного рода курсы. Ежегодно управлением образования организовывается «Школа молодого психолога».
– Однако, несмотря на проводимую работу, имеется ряд проблем, – сказала заместитель руководителя управления образования. – В первую очередь, это большая нагрузка на педагогов-психологов: более чем на 1 800 учащихся приходится два педагога-психолога. А также отсутствие в школьном расписании времени для работы с педагогом-психологом. Согласно методическим рекомендациям Министерства просвещения в планы классных руководителей включен только «Час психолога». При этом есть вакансии 34 педагогов-психологов, 14 социальных педагогов.
Алма Шалабаева признает, что не на должном уровне организована работа методистов отделов образования, курирующих воспитательную, профилактическую работу в школах. Из-за чего страдает эта часть работы в учебных заведениях. И это все на фоне отсутствия детских суицидологов в регионах. Они есть только в областном центре. И боязни родителей обращаться к школьным психологам, особенно в селе.
Участвовавшая в работе комиссии педагог-психолог с многолетним стажем Ольга Сурначева обратила внимание присутствующих на тот факт, что хоть в арсенале специалистов и есть целый список мероприятий: профилактические лекции, семинары для родителей и диагностика для детей, это не гарантирует отсутствия кризисных ситуаций.
– У педагогов-психологов хорошая теоретическая база педагогов, но мало практических навыков именно как психологов. Им нужно больше практического опыта, – считает она.
При этом не нужно преувеличивать способности психологических инструментов, возлагая ответственность исключительно на них. Это серьезное заблуждение. Есть множество факторов, в том числе и ситуативных, которые связывают психолога по рукам и ногам.
Тем не менее шанс предупредить проблему все же есть, считает председатель Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Әлібек Әлденей. Важно, чтобы родители, учителя и школьные психологи объединились и начали работать вместе как партнеры.
Оксана МЯГКИХ
Коллаж Юрия БИЛУШЕНКО
Фото: freepik.com