back to top
-12.1 C
Алматы
Понедельник, 23 декабря, 2024
No menu items!
ДомойГлавные новости«Саламандр» высокой проходимости: в Караганде производство обуви основано на принципах тотального...

«Саламандр» высокой проходимости: в Караганде производство обуви основано на принципах тотального качества

«Металлург», «Шторм», «Саламандр», «Скутер», «Фаворит» – не случайный набор слов, а модели изделий, которые выпускает ТОО «Карагандинская обувная фабрика». Ее продукцию носят работники нефтяной, строительной, железнодорожной и других отраслей.

Нынешнее производство создано на базе некогда славившейся в Караганде фабрики, которая в годы Великой Отечественной была эвакуирована из России. В областном центре этот крупный объект остался работать и после войны. По воспоминаниям старожилов, обувь была качественной, хоть и непритязательного дизайна. Продукция расходилась по Казахстану и России. До тех пор, пока фабрика не «загнулась» в 90-е.

Спустя время несколько энтузиастов решили возродить былую славу отечественного предприятия. Они вложились в производство, запустили фабрику. Первая продукция появилась в 2011 году.

– Цеха восстанавливали, можно сказать, на руинах. Ничего здесь не было, кроме стен. Сегодня наше предприятие – это современное производство с передовым техническим оснащением и командой опытных специалистов и мастеров в сфере изготовления рабочей обуви. Кстати, в самом начале старались привлечь именно тех, кто еще в советские годы работал на этой фабрике. Мы выпускаем высококачественную специализированную обувь, обеспечивающую стопроцентную безопасность труда работников различных отраслей. Наша промышленная стратегия основана на процессах Total Quality, которые гарантируют надежность и качество конечного продукта. Если говорить по-простому, мы применяем строгую процедуру контроля всей цепочки – от разработки до производства, – поясняет генеральный директор ТОО «Карагандинская обувная фабрика» Серик Таласбеков.

Начинали с ботинок «Лидер». Дальше пошли «Фаворит», сапоги «Металлург», полуботинки «Прима», «Шторм» (называемые в народе берцами), сандалии «Тропик». Изделия моделировали свои же специалисты. Конечно, для выпуска качественной продукции одних людей недостаточно, необходимо еще и современное оборудование. И оно имеется. К примеру, швейные машинки китайского и российского производства. Другие агрегаты – тоже из разных стран. Особой гордостью на фабрике считается литьевая машина немецкой фирмы «DESMA». Именно она выливает подошву, которая состоит из двух частей.

– Мы ее приобрели в 2013 году, служит нам верой и правдой. Таких агрегатов на тот момент по всему Казахстану было только три. Наличие этой машины позволило увеличить объем производства и расширить модельный ряд. Обувь у нас литьевого метода крепления подошвы, которая сделана из материалов, защищающих от нефтепродуктов и различных агрессивных сред. В целом за последние годы на фабрике прошло масштабное техническое переоснащение: обновлен парк оборудования, усовершенствован технологический процесс производства. К слову, мы пользуемся государственными мерами поддержки. Берем кредиты на покупку машин и пополнение оборотных средств. Субсидировал процентную ставку фонд «Даму». С ним мы работаем около 10 лет, – говорит Серик Таласбеков.

Чтобы не проколоться

Театр, как известно, начинается с вешалки. А производство обуви стартует с закройного цеха. Здесь рубятся компоненты, из которых изготавливается ботинок. Если семь деталей, то и резаков столько же (то есть для каждого компонента свой аппарат). Это все – о наружной части обуви. Внутреннюю готовят в соседнем цехе. Зимний подклад, к примеру, делают из натурального либо полушерстяного меха. В последнем – 70% шерсти и 30% синтетики на тканной основе. Какой подклад закажут, такой и сделают. Натуральный мех закупают в Алматы, полушерстяной в России. Большую часть материалов приобретают в Казахстане. Кожа используется хромового дубления, она более жесткая. Есть и гидрофобная, в ней процент содержания воска и других компонентов больше, что делает ее блестящей и водоотталкивающей.

– После того как все заготовки нарублены, они уходят на так называемую швейную ленту. Перед этим те детали из кожи, которые не должны растягиваться, дублируются межподкладной тканью, у нас это термобязь. Она уже пропитана клеем. Ее мы кладем на внутреннюю сторону кожаной заготовки, а сверху опускается горячий, температурой 300 градусов, пресс, который давит массой в две тонны. Вот так термобязь «прилипает» к коже. Далее все детали накладывают друг на друга и склеивают, а потом получившаяся композиция уходит к швеям, которые все это сшивают. Но это с большими моделями. Те, что поменьше, собирает полуавтоматическая машина. Там специальные кассеты, в которые вставляются детали, и посредством порядка 10-12 операций они сшиваются между собой. Потом кожу соединяют с подкладом, – рассказывает начальник цеха Александр Лютов.

Затем к получившемуся прикрепляют термопластичный задник. Жесткий материал вставляется в пяточную часть, и вся заготовка надевается на специальную горячую пресс-форму, которая делает термопластик мягким, что позволяет ему принять форму пятки. После этого «недоделанный» ботинок натягивают уже на холодную колодку, ее температура – 132 градуса со знаком минус. Если задник не охладить, то обувь (в пяточной части) сплющится, когда ее будут укладывать в коробки.

Далее заготовки помещаются в специальный шкаф, там они обрабатываются паром. Так кожа становится мягкой, податливой. Делается это для того, чтобы материал не порвался, когда его натягивают на колодки. Дальше изделие едет на участок ЗНК.

– Это затяжка носовой кромки на специальном оборудовании. Мастер надевает заготовку на колодку, нос затягивается, а внутрь устанавливается металлический подносок, защищающий от удара. Потом следует затяжка геленочной части (ее делают вручную), а после (тоже на машинке) сжимают пятку. Затем клеится специальный картон, лишние кожа и клей обрезаются. Дальше в зависимости от модели или заказа устанавливается супинатор или антипрокол. Последний представляет собой металлическую стельку. В завершение получившаяся конструкция отправляется на ту самую машину «DESMA». Там изготавливается подошва и крепится литьем. Перед этим робот делает зачистку заготовки. Подошва у нас двухкомпонентная: верхний слой полиуретановый, нижний – термополиуретановый. Последний более жесткий, устойчив к высоким и низким температурам, к тому же и антистатичный, то есть электрики в этой обуви могут работать, – объясняет Александр Лютов. – Подошва бензомаслостойкая.

Кстати, она изготавливается из специальной полиуретановой крошки, которая плавится под воздействием высокой температуры. Этот материал закупают в Италии, другое сырье по техническим характеристикам немецкой машине не подойдет.

Качеству – высокая оценка

Среди клиентов Карагандинской обувной фабрики промышленные гиганты – АО АрселорМиттал Темиртау», корпорация «Казахмыс», «KAZ Minerals», АО «Самрук-Қазына», АО «Казахтелеком», АО «НК «Қазақстан Темір Жолы», теплоэлектростанции. Сотрудничают и с нефтяными компаниями Западно-Казахстанской области. На данный момент по заказу Министерства обороны предприятие изготавливает ботинки «Шторм» для военнослужащих.

К слову, казахстанское содержание в производстве карагандинского предприятия зависит от модели. В среднем оно составляет около 70 процентов. По словам Александра Лютова, в среднем в смену фабрика выпускает 500 пар обуви. А так производственная мощность позволяет изготовить от 800 до 1000 пар. Здесь все зависит от сложности изделия. На всех этапах производства присутствует технический контроль.

– У нас казахстанские сертификаты СТ-KZ. Продукция проходит испытания в специализированных лабораториях, проверяют на разрыв, промокание, отклеивание. Непрерывно совершенствуемся, стараемся идти в ногу со временем. К примеру, сегодня мы активно применяем кевлар (тот, что используется при изготовлении бронежилетов) и композитный подносок из материала, который по ударной прочности не уступает металлу и не магнитится. Преимущества очевидны: в кевларовых стельках нога так быстро не замерзнет, а подносок из полимера легче, что делает обувь не такой тяжелой. Вообще, у нас много интересных и практичных моделей. Взять, к примеру, ботинки для сварщиков «Комфорт». Вроде они защищены, а вот язычок сделан не из кожи – искра может его прожечь. Поэтому в этой модели предусмотрен кожаный клапан, который закрывает язычок. А в обуви для электриков «Гаргаз» петли не металлические, а кожаные. Все для удобства и безопасности, – уверяет Александр Лютов.

Продукция высоко ценится в Казахстане. На экспорт предприятие не выходит – тут бы потребности страны закрыть, говорит генеральный директор Серик Таласбеков. Заказов очень много.

На фабрике трудятся около 80 человек. Здесь, как и на любых других производствах, наблюдается нехватка рабочих рук. Молодежь не сильно рвется стоять за станком, хотя условия труда вполне цивилизованные. Оборудование современное, автоматизированное.

– Мы вообще периодически проводим модернизацию. Чтобы у нас работать, специальных знаний не нужно. Любой может к нам прийти, за ним закрепят наставника, который все ему покажет, научит. И в это время ему еще и зарплату будут начислять на время обучения. А уже после человек работает сам на себя. Больше сделал, больше получил, – говорит Александр Лютов.

К слову, эта фабрика – единственный производитель специализированной обуви в Центральном Казахстане. В планах у предприятия расширение линейки выпускаемой продукции и увеличение объемов производства. Чтобы карагандинский бренд снова стал известным и узнаваемым.

Кирилл ВАСИЛЬЕВ

Фото Александра МАРЧЕНКО

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

В 2025 году в Караганде благоустроят больше дворов, детских и спортивных площадок

Радостной новостью с жителями областного центра поделился градоначальник Мейрам Кожухов. Он озвучил сумму, которую выделят на проект «Бюджет народного участия», который показал свою...

Карагандинская теннисистка выиграла турнир «ТОП-12»

Лидер женской сборной РК по настольному теннису Зауреш Акашева вновь доказала, что она достойна медали высшей пробы. Как сообщает Федерация настольного тенниса Казахстана, в...

41 село Карагандинской области улучшили по проекту «Ауыл – Ел бесігі»  

В Карагандинской области в этом году спецпроектом «Ауыл – Ел бесігі» был охвачен 41 сельский населённый пункт, где проживают 67 тысяч человек. В них...

В Караганде изменили схему движения на одном из оживленных перекрестков

Для обеспечения безопасности и пропускной способности автотранспортных средств на пересечении улиц Гоголя - Космонавтов изменена схема дорожного движения. Как отметили в отделе коммунального хозяйства,...

Три серебряные и столько же бронзовых медалей выиграли карагандинские старшеклассники на республиканской олимпиаде

Ребята из сельских школ блеснули знаниями по предметам общественно-гуманитарного направления. Второй год Министерство просвещения проводит это интеллектуальное состязание. Оно призвано создать оптимальные условия для...

Неподалеку от Балхаша чуть не замерз дальнобойщик из Турции

У большегруза произошла поломка, и водитель не смог самостоятельно ее устранить. Он обратился за помощью к службе спасения. По данным пресс-службы МЧС РК, вчера, 22...