back to top
-13.1 C
Алматы
Понедельник, 23 декабря, 2024
No menu items!
ДомойГлавные новостиРеанимация для исполина: о том, как в Караганде восстанавливают тяжёлую технику

Реанимация для исполина: о том, как в Караганде восстанавливают тяжёлую технику

Отработавший ресурс механизм не отправляется на свалку, а получает вторую жизнь

Укрепить зуб с помощью напыления. Нет, речь здесь совсем не о стоматологии. Таким методом реставрируют ковши погрузчиков и экскаваторов. Компания «Borusan Cat Казахстан» в Караганде создала целый Центр восстановления компонентов. Предприятие легко ремонтирует и производит элементы тяжелой горнодобывающей и дорожной техники.

Среди клиентов компании такие промышленные гиганты, как АО «АрселорМиттал Темиртау», корпорация «Казахмыс», группа компаний ERG, «Казцинк», «KAZ Minerals», разрез «Богатырь» в Экибастузе и многие другие. Львиная доля обслуживания приходится на оборудование американской компании Caterpillar. Ремонты здесь производятся разные: капитальные, текущие, гарантийные. На предприятие для диагностики и «лечения» можно привезти отдельный элемент, а можно загнать и машину целиком. Сегодня размеры цехов это позволяют.

– Раньше мы работали по принципу сервисного центра, по сути, занимались только заменой запчастей. Компоненты у нас разбирались: двигатель, топливные баки, гидравлические клапаны, цилиндры, коробки передач. Бывает, сам заказчик у себя на территории выявит, где неполадка, снимет эту часть машины и привезет. А сейчас технику целиком к нам на тралах доставляют. Вообще наше предприятие действует уже 12 лет. Сначала занимались только восстановлением компонентов (деталей). Уже в 2013 году открыли цех по ремонту машин. Туда загоняли технику и всю ее до болтика разбирали, очищали, устраняли неполадки, а потом опять собирали, тестировали, доводили до нужных параметров, – рассказывает Серик Нурахметов, руководитель Центра восстановления компонентов в Караганде.

Уже в 2016 году на заводе запустили сварочный цех, что позволило предприятию заниматься не только ремонтом и диагностикой, но и производством. К примеру, здесь уже могли изготавливать самосвальные кузовы и ковши для погрузчиков и экскаваторов. В начале прошлого года этот цех еще и расширили. Если раньше сюда заходил ковш шириной не более 4,5 метров, то сейчас поместится и 8-метровый. Для этого установили новую кран-балку, которая может поднять 30 тонн, да и ворота сделали пошире и повыше. А в конце 2022-го увеличили помещение, где ремонтируются компоненты.

– Теперь, например, мы можем большие кузовы и ковши ремонтировать или изготавливать и отправлять клиенту целиком. Кузовы, которые идут из-за границы, они как бы разрезаны на 3-4 части, их привозят тралами и на месте варят. А мы делаем целиком. Сейчас в Казахстане нет такого ковша, который у нас не поместится. Вообще, расширение – это требование времени. Когда в 2011 году начинали работать, самосвал-100-тонник казался этаким исполином, гигантом. А сегодня он для нас «малыш»: в карьерах работают машины грузоподъемностью 250-400 тонн. «Растет» техника, а значит, и помещения, где ее «лечат», тоже должны быть большего размера. Кстати, сейчас мы увеличиваем цех по ремонту машин, – говорит Серик Нурахметов, показывая на развернувшиеся строительные работы на территории завода.

Интересные проекты

Предприятие может не только изготовить новое, но и восстановить старое. Путем наплавки, напыления, расточки и других процессов различным компонентам техники дают вторую или третью жизнь. Ведь ремонт детали будет стоить дешевле, чем ее покупка. Взять, к примеру, ковш экскаватора. Как правило, он сделан из одной стали, а его футеровка (своеобразная «броня») – из другой. Когда в каких-то местах защитный слой стирается, могут появляться различные трещины. Вот эту часть ковша на заводе изготовят и поменяют.

Помимо ремонтов, «Borusan Cat Казахстан» занимается и переоборудованием. К примеру, не первый год переделывает наземные погрузчики в подземные. Заказчик необычного проекта – корпорация «Казахмыс».

– Только у них применен такой подход к добыче. Высота шахт позволяет опустить туда большую машину, естественно, с небольшими доработками. Нужно увеличить проходимость, уменьшить кабину, усилить защиту. Здесь сотрудничали с Карагандинским заводом металлоизделий, некоторые конструкции он для нас изготавливал. Такой проект мы реализуем около пяти лет. За все время поставили около 80 машин. В этом году планируем еще четыре. Интересный факт: первый погрузчик переделывали полгода, было очень много конструкторской работы, все подгонялось, вносилось в чертежи. А сейчас мы переоборудуем три машины в месяц. Набравшись опыта, наши сотрудники выезжали в Турцию и помогали тамошним специалистам в аналогичных проектах, – гордится наш собеседник. – Кстати, совместно с ТОО «Maker» (КЛМЗ) наше предприятие модернизировало автогрейдер, его тоже адаптировали для подземных работ. Председатель правления КЛМЗ председательствует еще и в комитете машиностроения при региональной Палате предпринимателей. Поскольку работаем в одной отрасли, нас часто приглашали на совещания машиностроителей.

Сотрудничает «Borusan Cat Казахстан» и с американской компанией «Ground Force Worldwide», которая производит определенные решения для горнодобывающей техники. Например, в карьере работает гусеничный экскаватор. Его надо заправить, обслужить, масло поменять и т.д. Наверх такой агрегат не погонишь. Для этой цели переоборудуют грузовую машину: снимают с нее кузов и вместо него устанавливают бочку, в которую можно залить различные смазывающие жидкости, топливо или масло. Такие грузовики «катаются» по карьеру и обслуживают маломобильную технику.

– Наши сотрудники летали в США, смотрели, изучали чертежи. Некоторые запчасти «Ground Force Worldwide» нам предоставляет. И теперь мы такие конструкции сами здесь изготавливаем и продаем. Раньше эта техника в Казахстан завозилась из Америки, а сегодня ее производим мы. Естественно, для горнодобывающих предприятий она обходится дешевле. Также выпускаем водооросительные бочки (чтобы пыль «прибивать» в карьерах) и щебнеразбрасыватели (против скольжения). Кстати, если говорить об экспорте, то у нас его не так много. Какие-то небольшие изделия отправляли в Монголию, Турцию, идут переговоры с Кыргызстаном. Нам бы здесь все успеть, заказов очень много, – признается Серик Нурахметов.

В ногу с «цифрой»

Сырье для работ (износостойкий металл, химикаты, моющие средства, проволоку, электроды) компания закупает из разных стран: Китай, Корея, США, Швеция. Да и оборудование, по словам руководителя карагандинского Центра восстановления компонентов, тоже разношерстное – турецкое, российское, колумбийское, канадское. На предприятии тренд на автоматизацию производства. К примеру, детали чистят машинкой, которая отбивает краску и ржавчину, при этом ничего не повреждая. Есть специальные аппараты, работающие как посудомоечные машины: закинул туда запчасти – нагара и мазута как не бывало, причем не только снаружи, но и внутри. На заводе большое внимание уделяется технике безопасности, а также повышению квалификации сотрудников.

– У нас есть центр обучения. Сотрудничаем с КарТУ им. А. Сагинова, различными колледжами. Студенты приходят к нам на практику, специалисты «Borusan Cat Казахстан» становятся кураторами их дипломных работ. Одно дело – теория, другое – как все это выглядит на самом деле. Поэтому считаю дуальную систему обучения очень актуальной. Кстати, часть тех, кто у нас практиковался, теперь работают здесь. В образовательных классах повышают квалификацию и сами сотрудники. Стратегия нашей компании – непрерывное развитие. Мы никогда не бываем довольны результатом, стремимся к совершенству, – утверждает Серик  Нурахметов.

К слову, в штате предприятия насчитывается порядка 450 человек. Сюда также входят и отделы маркетинга, продаж, конструкторский. Кстати, вся техника марки Cat по характеристикам приближена к современным легковым автомобилям, то есть в них много электроники, которая сама подсказывает водителю, в чем неисправность и что нужно делать. И только когда сам машинист справиться не в состоянии, тогда приглашают сотрудника «Borusan Cat Казахстан».

– На особом счету IT-отдел, ведь станки у нас подключены к интернету, и все процессы не на бумагах: на каждом посту стоят компьютеры. айтишники сами написали программы с очень большим количеством модулей, где идет учет рабочего времени, часов отдыха, количество затраченных минут на изготовление детали и т.д. Все это стекается в единую базу. Такой «цифровой след» позволяет нам анализировать, рассчитывать, планировать производство. Уже не нужно поднимать какие-то подшивки, чтобы узнать количество человек, работавших пять лет назад, за какое время был отремонтирован тот или иной компонент и сколько сотрудников при этом задействовали. Любой бизнес считает прибыль и затраты, и мы не исключение, – рассказывает руководитель центра.

Даешь вторую жизнь

Надо сказать, что инвестиции в строительство завода вливал турецкий холдинг «Borusan». На предприятии трудятся несколько специалистов из Турции и Австралии, которые делятся своим опытом с карагандинскими коллегами. К слову, на сегодняшний день «Borusan Cat» присутствует в шести странах — Казахстане, Азербайджане, Грузии, Кыргызстане, России, Турции. Самый крупный «продвинутый» Центр восстановления компонентов находится в Караганде, и это не случайно: именно наш регион славится своей горнодобывающей промышленностью.

– Одна американская фирма RAPTOR выпустила оборудование для напыления, которым сейчас пользуемся. Caterpillar и «Borusan Cat Kazakhstan» инвестировали в этот агрегат. Он есть только у самой компании-производителя и у нас в Караганде. Сейчас в тестовом режиме мы с его помощью восстанавливаем блоки цилиндров, зубья ковшей. Оборудование – это тот же робот: одну кнопку нажал, и напыление происходит автоматически, главное – вбить нужные параметры. Этот метод «лечит» зуб ковша, и он дольше служит. Да и для сотрудников такой подход в десять раз удобнее: раньше напылением занимался человек. Для этого ему нужен был специальный костюм, работал он во вредных условиях: шум, газы, высокие температуры. А сейчас ты в то помещение, где все происходит, не заходишь, глядишь на это через окошко и кнопочку нажимаешь. К слову, в планах у нас заниматься дальнейшей цифровизацией и роботизацией производственных процессов там, где это возможно, – поделился наш собеседник.

Кстати, на заводе применяются и «зеленые» технологии. К примеру, установлена система вентиляции push-pull, которая обеспечивает непрерывную циркуляцию. Благодаря ей сварочные газы эффективно и постоянно удаляются. Да и само производство можно назвать «зеленым», ведь «Borusan Cat Казахстан» дает оборудованию вторую жизнь или продлевает первую. Так, отработавший свой ресурс механизм или инструмент не отправляется на свалку, где десятилетиями разлагается и ржавеет. Он также не оказывается в печи комбината по переработке металлолома, потребляющего огромное количество газа и электроэнергии. Изношенный компонент «подлатают» и снова на длительное время вернут в строй.

Кирилл ВАСИЛЬЕВ

Фото автора

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Торжество французского юмора на сцене Театра музкомедии

На закате уходящего года поклонники классической оперетты стали свидетелями очередной премьеры в Караганде. Название вечера одноактных оперетт «Ах, Оффенбах!» обещало сюрпризы от московского режиссера-постановщика...

В Балхаше открылась детская глазная клиника

Частный медицинский центр появился в городе благодаря общественному фонду «United Charity Projects Evolution». «LUCY» – это единственная в Казахстане негосударственная бесплатная глазная клиника для детей,...

Знакомьтесь: 22-й Туркестанский

На историческом факультете Карагандинского университета имени академика Е. Букетова прошла выставка «Офицеры-казахи – участники Первой мировой войны». Необычная презентация, посвященная 110-летию Первой мировой войны,...

Деликатес в наследство: как правильно заготовить соғым, рассказал известный карагандинский краевед

Удивительная традиция единения, сохранения семейных ценностей и самобытности степного народа Не только коренное население, но и все живущие в Казахстане знают это приятное и ласкающее...

Караганда готова к встрече Нового года

Сегодня вечером, 21 декабря, в областном центре, на площади Независимости многолюдно и весело. Здесь состоялась торжественная церемония зажжения главной елки Карагандинской области. Посмотреть...

В селе Акжар Бухар-Жырауского района запустили водопровод

Населенный пункт расположен в 60 километрах от районного центра, здесь проживают более 350 человек. Есть Интернет, сотовая связь, освещение, а вот центрального водоснабжения...

На медали — вся история: в Караганде рассказали, как создавался «Знак Независимости»

Как сообщала «ИК», накануне праздника 16 декабря в Караганде был презентован «Знак Независимости», созданный республиканским Qazaq club. Эта памятная медаль повествует о 2500-летней истории...