Как известно, в октябре АО «НК «Продкорпорация» запустило программу формирования экспортных партий зерна для небольших фермерских хозяйств. Проект реализуется в соответствии с поручением Главы государства по наращиванию продаж товаров агропромышленного сектора за рубеж.
В частности, уже заключено четыре экспортных контракта с покупателями из Кыргызстана, Узбекистана и Китая. На рынки этих стран отправится продукция сельхозтоваропроизводителей Карагандинской области: ТОО «Агросинтез», ТОО «4 Luck», ФХ «Нурасыл», ФХ «Карагайлы».
Оператором программы выступает отечественная компания ТОО «BidayShah».
– Наше сотрудничество с хозяйствами Осакаровского района началось в 2022 году. Обычно мы стараемся закупать зерно у аграриев по цене выше рыночной, чтобы фермеры могли получить свою выручку и поддерживать рентабельность бизнеса. Реализация товара на внешних рынках позволяет вести расчеты в валюте, а благодаря реальному покупателю деньги возвращаются в течение трех-четырех недель, в зависимости от договора, – пояснил глава компании Даурен Омеркулов.
По его словам, агропредприятия уже завершили погрузку пшеницы и семян льна. В ближайшие дни 19 вагонов с сельхозпродукцией прибудут в Кыргызстан, остальные 16 поступят заказчику из Узбекистана. На оперативность совершения сделки позитивно повлияло содействие государственного зернового оператора.
– «Продкорпорация» помогла не только с поиском покупателей, но и с согласованием дополнительных планов перевозок по железной дороге, а также предоставила надежных экспедиторов. Самостоятельно нам было бы сложнее найти импортеров в короткие сроки, заключить контракты и обеспечить доставку, – отметил трейдер.
По мнению Даурена Омеркулова, казахстанские производители и экспортеры сельхозпродукции заинтересованы в новых рынках сбыта, но главным сдерживающим фактором для них становятся вопросы логистики.
Сейчас Правительство разрабатывает механизм возмещения расходов экспортеров на транспортировку зерна на приоритетные рынки, в том числе в Азербайджан, страны Евросоюза, Северной Африки, Иран, Афганистан и Юго-Восточную Азию.
Высокий покупательский потенциал новых рынков будет стимулировать производителей казахстанской продукции осваивать зарубежные направления. И еще один важный момент: когда фермер поймет, какие виды продукции пользуются спросом у покупателей разных стран, он быстрее перейдет к диверсификации производства, отмечают в Министерстве сельского хозяйства РК.
Фархат КИНЖИТАЕВ
Коллаж «ИК»