Выбором профессии нужно начинать заниматься уже со средних классов. Недостаточная профессиональная ориентация школьников приводит к появлению поколения NEET-молодежи, которая не имеет ни образования, ни работы. Согласно анализу, выпускники колледжей в два с половиной раза реже попадают в эту категорию по сравнению с теми, кто окончил среднюю школу. Если молодежь, получившая среднее профессиональное образование, остается незанятой немного больше одного года, то сверстники, окончившие только школу, втрое дольше остаются нетрудоустроенными.
Проблемы профориентационной работы обсудили на коллегии управления образования Карагандинской области. С 2015 года в регионе проводится работа по открытию в школах кабинетов профориентации, однако до сих пор находятся учебные заведения, где они отсутствуют. В поле зрения педагогов попали школы Шахтинска, Абайского и Бухаржырауского районов.
— Профориентация — это длительный процесс выявления индивидуальных способностей и уровня подготовки ребенка. Она включает в себя профдиагностику, которая не должна сводиться только к проведению тестов, так как они не позволяют объективно судить о способностях ученика, — рассказала заместитель руководителя УО Бактыгуль Адекенова. — В нашей области внедряется ряд проектов, которые включают в себя работу кабинетов профориентации, проведение профессиональных проб, автоматизацию необходимых ресурсов для выбора профессии, реализацию проекта «My college». Для улучшения этой работы в текущем году в школах региона введена единица педагога-профориентатора. Основная задача кабинетов профориентации — создание условий для профессионального самоопределения подростков, составления индивидуального портфолио выпускника. Такие кабинеты сегодня открыты в 520 школах области, однако во время мониторинга выяснилось, что таковые отсутствуют в трех школах Абайского и одной школе Бухаржырауского района.
Не все средние учебные заведения оснащены необходимым оборудованием для проведения конференций, круглых столов, школьные библиотеки укомплектованы устаревшей литературой по профессиям.
Кем хочу стать?
Особое место отводится совместной работе школ и организаций ТиПО — они должны проводить профессиональные пробы для 8, 9, 10 и 11 классов на базе колледжей четыре раза в год, что дает возможность постигать азы рабочих квалификаций.
Однако в школах Бухаржырауского района такие пробы не проводились, что пагубно сказывается на раннем профессиональном самоопределении. Как результат — большое количество детей поступило в колледжи только после 11-го класса, потеряв два года своей жизни. Тогда как школьники, получившие полное среднее образование, должны учиться уже в вузах.
Так, в Ботакаринской школе в этом году выпустилось всего четыре ученика, из них трое поступили в колледж и один трудоустроился. Это говорит о том, что после 9-го класса была проведена неправильная профориентационная работа. В школе им. Гагарина из 32 выпускников 11 поступили в колледж, 7 трудоустроились и только 14 продолжили обучение в вузах.
Кроме того, по итогам прошлого учебного года после 9-го класса не продолжили обучение, а трудоустроились выпускники школ им. Алькея Маргулана села Петровка и поселка Байкадам. По мнению педагогов, здесь идет прямое нарушение прав ребенка на получение общего среднего образования по причине плохой профориентационной работы.
— С этого учебного года, согласно приказу Министерства просвещения, в школах введены штатные единицы педагогов-профориентаторов. Из 21 школы, охваченной мониторингом, работает только 14 таких специалистов, в трех эту должность совмещают заместители по воспитательной работе. Хочу отметить, что педагог-профориентатор является основным специалистом, от которого требуются определенные компетенции по сотрудничеству с родителями, выпускниками и социальными партнерами. Он должен полностью и постоянно координировать работу по профориентации, активно внедрять новые подходы, — добавила Б. Адекенова.
“Билет в будущее”
В помощь школам Национальная академия образования им. Алтынсарина разработала методические рекомендации по внедрению профориентации, при учебно-методическом центре действует школа профориентаторов. В регионе ежегодно проводится форум «Билет в будущее», где лучшие педагоги региона делятся своим опытом.
В пример другим можно поставить работу школ Шахтинска, где к выбору будущей профессии выпускники относятся со всей ответственностью. Руководитель отдела образования г. Шахтинска Николай Онсович считает, что им очень повезло, потому что в городе сохранился учебно-производственный комбинат. В советское время он служил хорошей базой для профориентации, когда учащиеся старших классов могли получить базовую профессию, находясь в стенах школы.
— Три года назад мы реализовали очень интересный проект: когда УПК упразднили, мы его объединили с нашим Дворцом школьников и создали большой центр карьерного и профессионального роста, — рассказал Н. Онсович. — В этом центре занимались будущие профориентаторы. Сегодня в нем работают два специалиста и три психолога, которые курируют тех 12 школьных профориентаторов, которых мы ввели в штат в этом году. Это педагоги, которые прошли по конкурсу, немалую часть составляют бывшие учителя самопознания. Также центр посещают родители и дети, где им более углубленно помогают выбрать будущую профессию и дают всю информацию. Кроме того, в отделе образования существует ставка специалиста по профориентации, который занимается заключением договоров с вузами и колледжами региона. Три года назад мы открыли кабинеты профориентации, а в прошлом году подключились к очень интересному проекту психологов.
По результатам работы 90% учеников 8-9 классов не просто проходят профессиональные пробы, но и получают сопровождение психологов, чтобы, исходя из характера ребенка, дать заключение о его предрасположенности к той или иной профессии. В прошлом учебном году были достигли хорошие показатели: 65% девятиклассников поступили в колледжи, уточняет Н. Онсович.
Раз в месяц по графику в школы приезжают представители организаций образования и дают всю информацию. Далее мы выезжаем с детьми на сами предприятия, чтобы на месте они сами все увидели и погрузились в профессии. Были в поликлинике и больнице, на пожарной станции, в отделе полиции, на шахтах, телеканале, где детей активно агитируют, — этот процесс вхождения в профессию работает лучше всего. Пока дети сами не попробуют, уговорить в теории их трудно.
Правильно выстроенная работа по профориентации школьников позволит не только пополнить молодыми кадрами промышленные предприятия области, но и обеспечить более эффективное использование бюджетных средств и минимизировать случаи отказа от полученной профессии после окончания учебного заведения.
Светлана СВИЧ