Наверняка каждый из нас с вами хотя бы раз в жизни оставался недовольным работой парикмахеров: то челку не так подстригут, то не в тот цвет покрасят. Но зачастую мы молча отдаем за услуги деньги и удаляемся восвояси. Однако закон говорит об обратном: имеем полное право не платить.
Карагандинка Мария Арнаева готовилась к своему 30-му юбилею. Дело серьезное и хлопотное: шутка ли, ресторан оплачен, банкет заказан, тамада с фотографом выбраны, гости приглашены. Осталось лишь навести красоту – облачиться в уже купленный праздничный наряд и отправиться в салон красоты, что и сделала наша героиня.
До торжества – пару часов. Мария, сидя в парикмахерском кресле, объясняет мастеру, какие бы она хотела накрутить локоны и что надо бы немного подравнять челку… Пару взмахов профессиональными ножницами, и, вуаля, в своем отражении в зеркале именинница видит даму с кривой, буквально обчекрыженной, челкой.
– У меня нет слов, чтобы описать те эмоции, которые тогда испытывала. «Это что, шутка»?» – подумала я тогда, не сразу поверив в происходящее, – вспоминает Мария. – Как в таком виде предстать перед гостями? И все исправить уже невозможно – слишком коротко была обрезана моя челка.
Волосы – не уши, отрастут?
Далее Мария признается, что, еле сдерживая слезы, оплатила, согласно прейскуранту, стоимость полученных услуг и абсолютно подавленная отправилась на свой праздник. Родные и близкие, приглашенные на мероприятие, хоть и пытались подбадривать ее фразами из серии «Волосы – не уши, отрастут!», но праздник был испорчен, а на фотографии с того дня девушка предпочитает не смотреть.
– Не знаю почему, но неудобно стало мне. Не смогла перешагнуть через себя и не оплатить работу парикмахера. Постеснялась, наверное. Стыдно было сказать, что мне не нравится, что она все испортила. Переживала: подумает, что я специально так говорю, лишь бы не платить. То ли воспитание у меня такое, то ли ментальность. Но свои права отстаивать не стала, – поделилась М. Арнаева.
И очень зря. Ведь согласно Закону «О защите прав потребителей» все услуги должны предоставляться нам надлежащего качества. Если потребитель при заключении договора (а в данном случае обсуждение будущей прически с мастером и есть договор) поставил в известность исполнителя о конкретных целях выполнения работы и оказания услуги, то он имеет право на получение услуги в полном соответствии с желаемым.
– Когда мы приходим в парикмахерскую, то всегда обговариваем с мастером, что, например, хотим каре или какой длины волосы, какие локоны накрутить и прочее. Многие показывают парикмахеру фотографию желаемой прически. Если мастер не уверен, что у него получится так же или заведомо знает, что так не сможет, то он должен честно сказать об этом клиенту. А если он соглашается, то должен выполнить свою работу точь-в-точь, как договаривались, – говорит главный специалист областного департамента по защите прав потребителей Асель Сахариева.
Что делать, если вы стали жертвой красоты…
Если же вы считаете, что прическу вам все же испортили, то имеете полное право не платить парикмахеру, так как в законе прописано, что исполнитель обязан возместить в полном объеме убытки (вред), причиненные потребителю вследствие недостатков оказанной услуги. Даже если мастер будет настаивать на оплате или попытается вас остановить, когда вы решите уйти, и вызовет полицию, то знайте, что закон на вашей стороне. Вы всегда можете объяснить стражам порядка, что произошло, основываясь на статьях закона о защите прав потребителей.
В таком случае даже можно обратиться в суд и взыскать с нерадивого мастера денежную компенсацию за моральный ущерб. Ведь, может, человек и без того стеснительный и закомплексованный, а кривая челка стала психологической травмой и нанесла непоправимый вред его душевному здоровью.
Только, обращает внимание сотрудница областного департамента по защите прав потребителей, надо быть готовым к тому, что доказать вину мастера в суде не так уж и просто. Он может ссылаться на то, что вы сами выбрали именно такую прическу, а потом не пожелали платить. Для этого у вас должны быть видеозапись с аудиофиксацией, где будет четко видно и слышно, о чем именно вы договаривались изначально, или показания свидетелей.
– Но в основном никто из нас не ходит в салон красоты с включенной видеокамерой. Ведь мы идем с позитивным настроем и не думаем, что вот сейчас мне там прическу испортят. И в случае, если это все же произошло, молча оплачиваем работу парикмахера, даже не высказав претензии, – говорит А. Сахариева, отмечая, что ни одного обращения в их департамент по этому поводу не поступало.
Наталья ФОМИНА
Коллаж “ИК”