Муфты, уплотнители, автомобильные манжеты и кольца, шестеренки, крыльчатки для насосов и… протезы. Это далеко не полный список того, что выпускает ТОО «KZ TRANSIT». Карагандинское предприятие освоило 3D-печать и теперь производит изделия, которые широко применяются в химической, нефтяной промышленности, медицине и других отраслях.
– Вот приходит к нам человек и говорит: у меня шестеренка на кофемолке сломалась и нигде найти не могу, помогите. Мы берем эту деталь и оцифровываем, то есть переносим изображение и параметры в компьютер (для этого у нас есть 3D-сканер). Так создается модель, где недостающую или поломанную часть «дорисовывает» программа. А потом получившийся «рисунок» загружается в 3D-принтер, который уже воспроизводит шестеренку. Только она уже не из металла сделана, а из резины или пластика. По прочности эти материалы металлу не уступают, – рассказывает директор ТОО «KZ TRANSIT» Данил Ращупкин.
А если нужная запчасть деформировалась до такой степени, что «опознать» невозможно, то воссоздать ее можно с помощью эскизов, чертежей. А когда и их нет, тогда инженеры включают свою изобретательность и, опираясь на исходные данные, придумывают аналог нужной детали. К слову, работают ребята с группой эластомеров, в которую входят различные виды пластика и резины. Последняя, кстати, не простая, а инновационная.
– Мы занимаемся поставкой передовых резинотехнических изделий и сырья. Материалы высокого качества: NEOPRENE, EVA, EPDM, паронит, гернит, силикон, губчатая резина, фторопласт, полиамид, пористые каучуки и т.д. Наша компания – единственный в Казахстане правообладатель торговой марки VITON. Под ней выпускаем эластомер на основе фтористого каучука. Это наша разработка. Изделия из такого материала способны выдерживать температуры от -50 до +200 градусов, они устойчивы к агрессивным средам, различным кислотам и применяются в основном в нефтяной промышленности, – поясняет наш собеседник.
Раскрой материала производят лазером на специальной установке. Надо сказать, что оборудование здесь высокоточное и завезено из России и Китая.
В целом «KZ TRANSIT» работает в двух направлениях: это резинотехнические изделия и 3D-печать изделий из пластика. Последнее освоили относительно недавно.
– Вообще, мы на «резиновом» рынке с 2006 года. Работали с каучуками, совершенствовали их технические характеристики. Материалы, из которых производили изделия, выдерживали не только агрессивную среду и высокие температуры, но и были устойчивы к ультрафиолету. Их срок службы – свыше 10 лет. А в последнее время к нам стали обращаться клиенты, в основном промышленники: надо изготовить определенную деталь (1-2 экземпляра). На завод с такой просьбой не пойдешь, ведь там серийное производство, поштучно не выпускают. Вот мы и стали думать, как решить эту проблему. В итоге заинтересовались 3D-технологиями, – вспоминает Данил Ращупкин.
Но не все так просто. Сначала компания изучала передовой опыт. Затем надо было разработать бизнес-план и воплотить его. С этим делом помог карагандинский IT-Hub «Терриконовая долина». Здесь реализуют «Акселератор». Это обучающая программа для действующих ИП, ТОО. Предпринимателям помогают «прокачать» свое дело, увеличить прибыль. Благодаря «Акселератору» некоторые бизнесмены даже выходят на международные рынки.
– В «Акселераторе» подобраны преподаватели – действующие предприниматели, у которых есть успешный опыт ведения бизнеса. Обучение затрагивало многие вопросы: маркетинг, оцифровку бизнес-процессов, коммуникации, поиск клиентов. Нас консультировали эксперты в различных областях. Отрадно, что в Караганде есть такая сильная база по подготовке и развитию предпринимательского потенциала. Также «Терриконовая долина» помогает нам решать проблемы с кадрами, знакомит с КарТУ имени Абылкаса Сагинова. А в рамках дуального образования у нас уже практикуются студенты Карагандинского высшего политехнического колледжа, – делится директор ТОО «KZ TRANSIT».
«Скорая помощь» для индустрии
Пройдя «Акселератор» и закупив необходимое оборудование, компания начала «тренироваться» на бытовой технике: изготавливала под заказ запчасти на стиральные машины, кофемолки, пылесосы, микроволновые печи и т.д. Поднаторев, стали предлагать разработки постоянным клиентам уже в промышленной сфере. И дело пошло в гору. Один за другим приходили представители предприятий с различными проблемами, в которых «KZ TRANSIT» была как палочка-выручалочка.
– Из столицы обратился к нам предприниматель. У него линия по производству колбасы остановилась, муфта сломалась. А фарш уже замесили, если его сейчас не выработать, то испортится же. Оборудование итальянское, пока деталь закажешь, пока она придет, время уйдет. А тут, грубо говоря, продукция на миллион тенге лежит, рискуя превратится в убыток. Нам отправили чертеж этой муфты, мы ее часа за два изготовили и отослали, тем самым «спасли» производителя. А как-то выполняли заказ для завода по производству сэндвич-панелей. Там линия австралийская, вышли из строя специальные присоски, которые уже лет десять в Австралии не выпускают. Мы как «скорая помощь» для промышленных предприятий. Концепция западных компаний такова: они делают механизмы и оборудование блоками. Если в нем что-то сломалось, то этот модуль (когда закончилась гарантия) меняют целиком, то есть по большей части не предусмотрен ремонт запчастей. А вот в странах СНГ вышедшую из строя деталь починят или заменят. Ведь дешевле, к примеру, поставить новую шестеренку, чем купить целый блок, – рассуждает наш собеседник.
По его словам, 3D-технологии решают множество проблем. Компания работает с инженерными пластиками, некоторые из них по прочности не уступают даже металлу. К тому же и весят немного. В плюсы можно записать и вопросы логистики. Особенно это актуально сегодня, в условиях напряженной геополитической обстановки. То есть казахстанскому заводу не придется долго ждать новую деталь из-за рубежа. Да и скорость изготовления запчастей гораздо выше, чем у крупносерийного производства.
На сегодняшний день у ТОО «KZ TRANSIT» 12 3D-принтеров. Им надо только задать программу, все остальное они сделают сами. Оборудование работает по технологии FDM. Она позволяет производить любые сложные детали. Если габариты изделия больше, чем рабочая зона принтера, то деталь напечатают частями, которые затем соединят.
– У нас разные виды пластика. Есть очень эластичный, мягкий, а бывает более твердый, и даже с карбоновым наполнением. Материал легкий, но очень прочный. Температура в рабочих камерах принтеров доходит до 400 градусов. Это позволяет спекать карбон, стекловолокно. У каждого агрегата – своя задача: один работает с эластичным материалом, второй – с твердым. Сырье закупаем российское. К слову, казахстанское содержание в нашем производстве доходит до 70 процентов, – говорит Данил Ращупкин. – Наш проект по инженерным пластикам поддержал аким области Ермаганбет Булекпаев.
Технология одна, сферы – разные
Но промышленность – не единственная отрасль, где применяются 3D-технологии. ТОО «KZ TRANSIT» решило попробовать себя и в другом. К примеру, автопром. Из-под печати вышли сальники, кольца, манжеты, сделанные из термополиуретана. По техническим характеристикам этот материал намного надежнее, чем резина. У него высокая износостойкость, он устойчив к агрессивному воздействию масла и бензина.
Выручает компания и владельцев китайской спецтехники: погрузчиков, грузовиков. Найти на них детали не так легко. Каталогов, по которым можно было бы сделать заказ, тоже нет. Вот и придумывают карагандинские инженеры аналоги китайским запчастям. И все эти изобретения исправно и долго служат.
– Мы – инжиниринговая компания. Почти каждый заказ – это новый проект, который реализовываем буквально с нуля. К нам приходит клиент, говорит, что ему нужно, а дальше – это уже наша головная боль. То есть мы находимся в постоянном поиске, совершенствовании и развитии. Не так давно освоили работу с нейлоном. Из этого материала в сочетании с пластиком сделали шестерню, которая изначально была металлической. Эта деталь служит уже три месяца и выходить из строя не собирается, – гордится Д. Ращупкин. – Наше производство – это сплав науки, интеллекта и техники.
«KZ TRANSIT» печатает детали и для банковского сегмента. К примеру, изготавливает запчасти для банкоматов, среди которых и прижимные ролики. Как правило, они делаются из резины. Но не всякая резина туда подходит.
– К нам обратился один из банков. Изготовили, начали тестировать, а деталь вся раскисла, стала как жвачка. Почему? Карточки и деньги мы же руками трогаем, у каждого человека свой pH кожи, жир, то есть та же самая агрессивная среда. После этого сделали прижимные ролики из более устойчивого материала. Пробуем себя и в медицине. Работаем над динамичным протезом для парня, который играет на гитаре. Надо зажимать лады, а пальцев у него нет. А вот это – накладка на протез ноги. Обычно он представляет собой тонкую металлическую трубку, и под брюками все равно видно, что нога у человека не своя. А накладка (там, где икроножная мышца) придает эстетическую красоту, и протез выглядит как настоящая нога. Эту разработку мы уже отправили в Республиканский протезно-ортопедический центр в Алматы. Если все сложится удачно, то эту накладку можем запустить в серийное производство, – рассказывает наш собеседник.
Кроме этого, ТОО «KZ TRANSIT» изготавливало определенные предметы для медицинских научных работ, детали для аппарата Илизарова, различные инструменты. Для образовательных медучреждений печатали муляжи внутренних органов человека (как здоровые, так и пораженные заболеванием). Инженеры компании встречались с представителями Медицинского университета Караганды, рассказывали о 3D-технологиях. Возможно, в скором будущем в этом вузе будут готовить специалистов с техническим уклоном. По словам Данила Ращупкина, аддитивным технологиям (3D) планируют обучать и на некоторых факультетах в КарТУ имени А. Сагинова.
– Аддитивные технологии – настоящий образец «новой» промышленности, переживающей цифровую трансформацию. Процесс изготовления деталей основан на создании физического объекта по электронной модели путем добавления материала, как правило, слой за слоем, в отличие от вычитающего или традиционного формообразующего производства. По сути, изделие как бы «выращивают». Только если обычный принтер для печати заправляется краской, то наше оборудование – эластомерами, – поясняет директор ТОО «KZ TRANSIT».
3D-будущее
Среди клиентов карагандинского предприятия такие крупные компании, как «Тенгизшевройл», АО «НАК «Казатомпром», АО «Kaspi Bank», АО «Народный Банк Казахстана», ТОО «YDD corporation», ТОО «Asia FerroAlloys и другие. Выполняли заказы и для костанайского ТОО «СарыаркаАвтоПром». Сфера применения аддитивных технологий очень широка: индустрия (в том числе автомобильная), медицина, нефтяной сектор. К слову, «KZ TRANSIT» работает не только с отечественными производителями, были поставки в Кыргызстан, Узбекистан и Россию.
– В мире на сегодняшний день уже печатают двигатели для Mercedes или BMW, даже ракетные. В 3D людям делают кости и кожу. Сейчас уже развивается 5D, с ее помощью можно изготовить еще более сложные детали. Мы пока остановились на промышленном секторе, помогаем отечественным предприятиям закрывать их «боли». Есть у нас задумка создать цифровую библиотеку, этакий виртуальный склад запчастей. Ведь крупные предприятия обычно содержат большие склады, где лежат запасные детали. Во-первых, для них надо много места. Во-вторых, для этого необходимы финансовые средства. А виртуальный склад (в котором будут храниться чертежи нужной запчасти) решит такие проблемы. Допустим, руководство завода знает, что какая-то деталь уже изнашивается, и заказывает ее у нас. Таким образом высвобождаются деньги, предназначенные на содержание склада, и их можно пустить на другие цели, – рассуждает наш собеседник.
Также в будущем ТОО «KZ TRANSIT» хочет развивать технологии 5D. Для этого нужны определенные вложения. Компания планирует участвовать в государственных программах по льготному кредитованию бизнеса. Стоит отметить, что продукция карагандинского предприятия сертифицирована. А само ТОО является полноправным членом Казахстанского союза химической промышленности.
Кирилл ВАСИЛЬЕВ
Фото Александра МАРЧЕНКО