Директора опорных школ со всей республики и тысячи педагогов в онлайн-формате обсудили, как сделать образование в глубинке более качественным и современным.
В Осакаровской опорной школе имени Алихана Бокейхана состоялось событие, которое уже назвали знаковым для всей системы образования Казахстана. Здесь прошел республиканский августовский саммит, организованный автономным учреждением образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» (NIS). Впервые столь масштабная встреча учителей и управленцев прошла вне городской черты.
Секционное заседание «Сельская школа: на пути к равным возможностям» объединило около 200 директоров опорных школ из разных регионов, представителей фондов и общественных организаций, педагогов. В онлайн-формате к обсуждению подключились более четырех тысяч учителей. Открыли конференцию председатель правления общественного фонда «Қазақстан халқына» Ляззат Чинкисбаева, директор Фонда устойчивого развития образования Данияр Токтарбаев и председатель правления NIS Ануар Жангозин, которые подчеркнули, что развитие сельских учебных заведений – не эпизодическая акция, а долгосрочный стратегический приоритет.
– Проект не только обеспечивает детям в сельской местности доступ к качественному образованию, но и способствует профессиональному развитию учителей. Мы и далее будем тесно сотрудничать с педагогами, предоставляя им методическую и практическую поддержку в соответствии с их потребностями. Также будем придавать особое значение программе Lesson Study – развитию культуры исследования уроков, повышению благополучия учеников, укреплению сотрудничества между опорными школами, а также дальнейшему внедрению и распространению опыта NIS в образовательную систему, – отметил Ануар Жангозин.
Пожалуй, самым вдохновляющим моментом пленарного заседания стала история директора многопрофильной казахской школы-гимназии Аягозского района области Абай Айгуль Канапьяновой. С 2022 года ее учебное заведение стало опорной школой, и за это время произошло немало изменений.
– В этом году наша школа вошла в список ста лучших образовательных учреждений Казахстана, а ученики завоевали призовые места на международных и республиканских конкурсах. Качество образования за этот период выросло с 64% до 80%. Все это стало возможным благодаря системной работе, внутренним изменениям и поддержке, которую мы получаем, – рассказала она.
С 2019 года NIS целенаправленно оказывает методическую и организационную помощь сельским школам. С 2022-го совместно с фондом «Қазақстан халқына» и Фондом устойчивого развития образования реализуется благотворительный проект «Развитие потенциала опорных школ в сельской местности». Результаты ощутимые: модернизирована материально-техническая база 141 опорной школы, созданы современные учебные кабинеты, внедрены новые методики преподавания. В новом учебном году к проекту присоединятся еще 52 учебных заведения. Приоритетом остается и работа с педагогами: определяются их профессиональные потребности, проводятся обучающие курсы, посткурсовое сопровождение, стажировки на базе Интеллектуальных школ. Особое внимание уделяется и благополучию учеников – от психологической поддержки до создания комфортной учебной среды.
В рамках саммита участники делились методиками по управлению образовательными учреждениями, внедрению цифровых технологий, созданию инклюзивной среды, использованию искусственного интеллекта в обучении. На мастер-классах говорили о том, как принимать обоснованные управленческие решения на основе анализа данных, повышать ответственность и вовлеченность коллектива, а также формировать атмосферу доверия и открытости в учебном заведении.
Августовский саммит в Осакаровке стал площадкой, где подвели итоги работы за прошлые годы и наметили конкретные шаги на будущее. Сельская школа сегодня – не только здание в небольшом населенном пункте, но и центр жизни местного сообщества. В частности, здесь формируется будущее детей. И от того, насколько качественным и современным станет образование в них, во многом зависит развитие страны в целом.
Фото АОО «Назарбаев
Интеллектуальные школы»
Осакаровский район