Когда врача готовит врач
Здравоохранение Казахстана сегодня активно развивается, и все перемены в отрасли направлены на то, чтобы населению было проще получать качественную медпомощь. Поэтому так важно, чтобы вместе с этим актуализировалось и современное медицинское образование.
Подготовка врача — это длительный, последовательный и динамичный процесс. Уже с первых курсов студенты погружаются в свою будущую специальность, осваивая базовые знания и навыки, которые станут основой их профессиональной деятельности. Сначала это теоретическая подготовка: изучение особенностей течения заболеваний, факторов риска, причин их развития. Параллельно будущие врачи приобретают простые навыки — измерение давления, подсчет пульса и дыхания, оказание первой медицинской помощи. Главное — не просто запомнить теорию, а научиться применять ее на практике.
От теории к практике
В Карагандинском медицинском университете успешно работает Центр симуляционных и образовательных технологий. Здесь студентов учат клиническим и практическим навыкам с помощью современных тренажеров, максимально приближенных к реальным условиям. Для младших курсов используются простые модели, а по мере обучения студенты переходят к высокотехнологичным симуляторам. В центре можно отработать неотложную помощь при шоках, остановке сердца или дыхательной недостаточности, провести роды и оценить состояние новорожденного, поработать с детьми в педиатрическом кабинете, а также освоить манипуляции в операционной.
— После симуляционного центра следует ключевой этап — работа в реальных стационарах и клиниках. КМУ имеет три собственные клиники, более 60 клинических баз, где студенты получают ценный практический опыт. Студенческая поликлиника КМУ обслуживает прикрепленное население, а стоматологическая клиника оснащена современным оборудованием для терапии, ортопедии, ортодонтии и хирургии, включая зуботехническую лабораторию и кабинеты для обучения и приема пациентов под руководством опытных преподавателей, — рассказывает председатель правления-ректор КМУ Бахыт Кошерова.
Она отмечает, что университетская клиника предоставляет экстренную, плановую и стационарную помощь по хирургическому и терапевтическому направлениям, с отделением реанимации и интенсивной терапии. Ее развитие шло поэтапно: сначала открылся консультативно-диагностический центр, где услуги оказывал профессорско-преподавательский состав, затем дневной и круглосуточный стационары. Сотрудники университета наработали компетенции в менеджменте здравоохранения, оказании медпомощи в рамках ОСМС и ГОБМП. Уже более пяти лет клиника в Пришахтинске находится в доверительном управлении вуза и успешно выполняет свои задачи.
— В этих клиниках проходят практику наши интерны и резиденты. Будущий хирург может провести ее в операционной, наблюдая за командной работой хирургов, реаниматологов, анестезиологов и медперсонала. Здесь формируется понимание профессиональных коммуникаций и роли каждого в команде. После отработки навыков на манекенах студенты видят, как все процессы синхронизированы в реальности, — продолжает Бахыт Кошерова.
А еще хорошая новость — в нашей области впервые в стране будет построена многопрофильная университетская клиника на триста коек. Структура и услуги согласованы с управлением здравоохранения Карагандинской области с учетом местных нужд. Этот проект повысит доступность и качество помощи и станет шагом вперед в медицинском образовании. Население региона получит современный стационар с передовым оборудованием, где будут доступны услуги, ранее возможные только в национальных центрах. Здесь же будут готовить врачей для системы здравоохранения.
Кадры будущего
Карагандинский медицинский университет — государственное высшее учебное заведение, которое играет ключевую роль в системе образования РК. КМУ финансируется из республиканского бюджета и иных источников и работает в строгом соответствии с национальными стандартами и программами, утвержденными министерствами здравоохранения, науки и высшего образования.
— Это гарантирует, что образование здесь соответствует самым высоким требованиям качества и ориентировано на потребности всей страны, а не только на региональные особенности, — отмечает ректор вуза. — Благодаря такому статусу мы ежегодно можем привлекать ведущих специалистов и инвестировать в современное оборудование, делая обучение доступным и эффективным для тысяч студентов. Мы предоставляем весь спектр образовательных услуг на всех уровнях, включая техническое и профессиональное образование (медицинский колледж), бакалавриат, магистратуру, резидентуру и докторантуру.
Вуз выпускает медицинских сестер, фельдшеров, врачей общей практики, врачей-педиатров, врачей-стоматологов, фармацевтов, врачей-эпидемиологов и гигиенистов, технологов фармацевтического производства, специалистов лабораторной диагностики, научные кадры по биомедицинским наукам и узких врачей по более чем 30 специальностям.
— Наши преподаватели — врачи клинических кафедр. Они имеют врачебные категории, консультируют, оперируют, принимают роды, диагностируют и лечат пациентов, а главное — наставляют студентов, передавая свой опыт. В университете действует принцип: «Врача готовит врач», — объясняет ректор.
Ежегодно вуз обновляет методы обучения, вводя интерактивные формы и новые симуляционные технологии. Современные реалии требуют проактивных решений. Цифровизация здравоохранения в Казахстане набирает обороты, и КМУ позиционирует себя как цифровой вуз. В практику входит искусственный интеллект. Он не заменит врача, но, например, в диагностике может заметить минимальные изменения в органах, что позволит выявить болезнь на ранней стадии и предотвратить осложнения.
— Мы не просто готовим врачей, а формируем профессионалов, лидеров, готовых к вызовам сегодняшнего дня. Благодаря современным технологиям, собственной клинической базе и фокусу на практике наши выпускники выходят на работу уверенными специалистами, способными улучшать здравоохранение страны. Это инвестиция в здоровье каждого казахстанца, и мы гордимся своей ролью в этом процессе,- резюмировала Бахыт Кошерова.
Наталья ФОМИНА
Фото службы по связям с общественностью
НАО «Карагандинский медицинский университет»








