back to top
15 C
Алматы
Вторник, 20 мая, 2025
No menu items!
ДомойГлавные новостиМинэнерго: чтобы топливо не утекало в соседние страны, нужно «слить» серый экспорт...

Минэнерго: чтобы топливо не утекало в соседние страны, нужно «слить» серый экспорт ГСМ

Наша республика входит в список стран с самыми низкими ценами на ГСМ. Парадокс: этот факт является одной из причин удорожания топлива для казахстанцев.

Карагандинские автолюбители активно обсуждают предстоящий скачок цен на горюче-смазочные материалы и объяснения Минэнерго, согласно которым повышением стоимости планируют стабилизировать ситуацию. На непопулярную, но при этом очень необходимую меру вынуждают сразу несколько обстоятельств.

Много уходит на транзит

Как известно, три перерабатывающих завода в Казахстане были модернизированы. Их производственная мощность увеличилась на 3 миллиона тонн и достигла 17 млн тонн в год. За последние 5 лет производство бензина возросло почти на 70%, а дизельного топлива – на 33%. Последнего, кстати, в 2022-м выпустили в рекордном объеме – 5,2 млн тонн. Но от нехватки солярки в некоторых регионах это не спасло. Возникший дефицит (а это порядка 350 тыс. тонн) пришлось перекрывать за счет дорогого импортного топлива.

– Надо сказать, что потребление основными отраслями экономики (ГМК и железная дорога) оставалось на прежнем уровне. Главными факторами постоянно растущих объемов потребления являются транзитный автотранспорт, а также серый экспорт в соседние страны. Так, по самым скромным подсчетам, в прошлом году на долю транзитных машин пришлось около 150 тысяч тонн дизтоплива. Еще порядка 200 тыс. тонн горючего было вывезено из Казахстана для продажи, – поясняют в Министерстве энергетики.

В ущерб собственным интересам

Неужели у наших соседей нет горючего, спросите вы. Есть, но казахстанские ГСМ значительно дешевле. К примеру, в той же России стоимость дизтоплива в среднем составляет 345 тенге за литр, что на 45% дороже. В Кыргызстане цена выше на 64%, в Узбекистане – на 101%.

Маржа от перепродажи нашего ДТ за границу составляет от 50% до 120% и более, суммарно доходит до $140 млн в год. Вот и получается, что Казахстан своим дешевым топливом фактически субсидирует экономики других стран в ущерб собственным национальным интересам.

– Сложа руки, конечно, никто не сидел, — отмечают в Минэнерго. — Принимались все возможные меры. Введен запрет на вывоз ГСМ железнодорожным и автомобильным транспортом. Приняты законодательные нормы, обязывающие ресурсодержателей продавать топливо напрямую заправочным станциям. Устранены непродуктивные посредники при поставках нефти и реализации нефтепродуктов.

Кроме этого, для снижения дефицита в августе прошлого года начали действовать механизм дифференцированных цен (для иностранцев – 450 тенге/литр) и лимит заправки (не более 300 литров в день).

Однако подчеркивают в ведомстве, «теневой экспорт» всегда находит возможности для обхода ограничительных мер. Это каждый раз вынуждает в срочном порядке закупать дорогое импортное топливо, чтобы не допустить нехватки.

Все равно столкнемся с дефицитом

Как же некоторые предприимчивые граждане обходят эти меры? В Минэнерго говорят о множестве фактов. В частности, когда фуры оснащаются дополнительными баками. Таким образом, машина может разом вместить от одной до четырех тонн топлива. Например, если такой большегруз заправляется в РК и едет «сливаться» в Узбекистан, то с одной тонны можно «выручить» 700 долларов, а в Кыргызстане – 250 долларов. Даже если заливать и сливать разрешенные 300 литров, то заработок у них все равно очень высокий.

На внутренний рынок Казахстана значительное влияние оказывает и ситуация с ГСМ в сопредельных странах.

– К примеру, в марте 2022-го розничная стоимость на дизельное топливо РФ упала до уровня нашей республики, — констатируют в Минэнерго. — В результате на приграничных с Россией АЗС существенно снизились продажи ДТ, поскольку пропала заинтересованность в вывозе ГСМ из Казахстана. Но буквально через месяц пошел резкий рост розничных цен в соседних странах, и, как следствие, уже осенью, несмотря на увеличение производства дизтоплива, мы снова столкнулись с его острой нехваткой.

В 2023-м диспаритет цен сохраняется. Как итог в марте видим рост потребления по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15%. В такой ситуации казахстанский дизель будет однозначно утекать в другие страны в еще больших объемах.

— Уже в этом году мы можем столкнуться с дефицитом, который составит до 850 тыс. тонн. НПЗ работают на пределе своих возможностей и нехватку перекрыть не в состоянии. В ближайшие 6 лет существенно увеличить производство ДТ физически невозможно, – признают в ведомстве.

Сколько ни наращивай выпуск ГСМ, их всегда будет не хватать. Разница в стоимости стимулирует работу теневого рынка, нанося ущерб национальным интересам Казахстана. При сохранении диспаритета «переток» в соседние страны продолжится, и его объемы будут только расти.

К тому же низкая стоимость горюче-смазочных материалов мешает привлекать инвестиции и развивать нефтегазовую отрасль, проводить геологоразведку и пополнять ресурсную базу.

Вынужденный шаг

Чтобы стабилизировать внутренний рынок ГСМ, необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и его соседями.

—  Поэтому мы должны пойти на сложный, но в то же время нужный шаг – повысить предельную розничную стоимость некоторых ГСМ, — подчеркивают в Минэнерго. — Если не сделать этого сейчас, то в будущем возникнет тотальный дефицит топлива. А это – угроза энергетической безопасности страны.

При этом специалисты отмечают: для аграриев до завершения весенне-полевых работ цены на ДТ меняться не будут.

По данным Комитета госдоходов, с 31 января пресечено 288 фактов незаконного вывоза горюче-смазочных материалов с территории Республики Казахстан.

«С момента введения запрета на вывоз с территории Республики Казахстан автомобильным транспортом бензина, дизельного топлива и отдельных видов нефтепродуктов органами государственных доходов на внешней границе (в третьи страны) было выявлено 94 факта незаконного вывоза нефтепродуктов, по которым судом наложен штраф на сумму более 1,5 млн тенге и конфисковано 2 341 литр бензина, 25335 литров дизельного топлива», — сообщили в ведомстве.

Кирилл ВАСИЛЬЕВ

Коллаж из архива «ИК»

 

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Серик Аксункарулы награжден золотой медалью «Oljas Suleimenov»

Поэт, заслуженный деятель РК, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства им. Абая Серик Аксункарулы награжден золотой медалью «Oljas Suleimenov». Эта медаль была учреждена...

Специалисты новой волны: молодежи Караганды помогают определиться с выбором профессии

В рамках Года рабочих профессий, объявленного Президентом Касым-Жомартом Токаевым, в Карагандинской области прошли масштабный форум молодежи «Год рабочих профессий: будущее за мастерством» и торжественное...

В Караганде перекроют участок дороги от улицы Кемеровской до улицы Каракумской

В связи с продолжением работ по среднему ремонту автомобильной дороги по улице Методической с 20 мая будет перекрыт участок от улицы Кемеровской до улицы...

Семейная прогулка в Каркаралинске чуть не обернулась трагедией

В Каркаралинске отдыхающие потеряли из виду 11-летнего ребенка и вызвали спасателей. По данным ДЧС Карагандинской области, поисково-спасательную операцию провели в субботу, 17 мая....

Современный мясоперерабатывающий комбинат построят в Абайском районе

Охлажденное и замороженное мясо, мясные консервы и прочую продукцию планируют производить на комбинате Alisha Group в Абайском районе. Как ведется строительство мясоперерабатывающего предприятия, проверил...