Правовое государство невозможно без активного участия граждан в правовых процессах. Это известная истина, подтвержденная временем. При этом важно, чтобы каждый понимал свои права и обязанности, знал, как защитить собственные интересы в правовом поле. Этот вопрос не раз поднимался Главой государства, который акцентировал внимание на необходимости повышения правовой грамотности и неукоснительном соблюдении закона и порядка. О том, насколько сегодня необходимо повышать правовую культуру граждан и на какие аспекты при этом стоит обращать внимание в первую очередь, рассказал министр юстиции Азамат Ескараев.
Фото: gov.kz
– Добрый день, Азамат Несипбаевич! Расскажите, пожалуйста, какую работу по повышению правовой грамотности граждан ведет Министерство юстиции?
– Добрый день! Мы активно работаем в нескольких направлениях. Обеспечивается всеобщий доступ как к действующему законодательству, так и к проектам актов. Люди могут посмотреть, изучить любой действующий закон онлайн, бесплатно. Также мы ведем Instagram-страницу «zan.onai» – «Закон простыми словами», где разъясняем законы и их проекты доступным языком. В 2024 году запустили проект «Кабинет права» в селах и районах для того, чтобы люди могли получить доступ к правовой информации, к государственным базам данных, изучить самостоятельно законы. Сейчас таких кабинетов более 2000 по стране.
– А если граждан интересуют конкретные правовые вопросы, ситуации, где нужны решения в правовом поле?
– При министерстве работает круглосуточная правовая информационная служба, через нее можно получить базовую правовую консультацию. Данная служба доступна через звонки по номеру 119, через WhatsApp и Telegram-бот «19Kenesbot». Также функционирует система «e-zankomegi», в которой работают профессиональные адвокаты и юристы, к ним можно уже обратиться с ситуацией, требующей юридического сопровождения.
– Насколько активно граждане используют эти возможности?
– Люди все больше обращаются к информационным системам, к правовой информации в целом, и это замечательно. Ведь чем более информированным будет население, тем проще решать вопросы в правовом русле и строить активное гражданское общество.
– Как вообще население воспринимает праворазъяснительную работу?
– Для получения объективной обратной связи от населения мы запустили масштабное анкетирование через «eGov mobile», которое прошли почти 100000 граждан. Результаты опроса показали, что большинство респондентов оценивают свои знания в области законодательства на среднем уровне, то есть они имеют базовые знания, но испытывают трудности при применении этих знаний в повседневной жизни.
– Какие основные проблемы были выявлены в ходе опроса?
– Одна из ключевых проблем, о которой говорят респонденты, заключается в сложности и трудности понимания законодательства. Люди сталкиваются с тем, что законы часто бывают сложными для восприятия, и им сложно ориентироваться в правовых вопросах.
Мы продолжим анализировать результаты опроса и улучшать подходы к правовому просвещению. Важно, чтобы наша работа не только реагировала на текущие запросы граждан, но и предсказывала их потребности. Мы также планируем расширять использование цифровых технологий для доступности правовой информации, чтобы каждый гражданин мог получить нужную помощь в удобном и понятном формате.
Наталья КОВАЛЕВА