back to top
3 C
Алматы
Суббота, 13 декабря, 2025
No menu items!
ДомойГлавные новостиЛикбез за рулем: система не допустит выдачи липовых прав

Ликбез за рулем: система не допустит выдачи липовых прав

С прошлого года в Казахстане активно обсуждается вопрос о лицензировании деятельности автошкол, которые сегодня пользуются особой популярностью среди начинающих водителей. В частности, говорилось о том, чтобы ужесточить требования к подготовке, увеличить срок обучения и т.д. Но пока все остается в старом формате – обладатели четырехколесного транспорта получают права и смело выезжают на дороги, пользуясь теми знаниями и навыками, которые успели получить.

Как нам сообщили в департаменте полиции Карагандинской области, сейчас в регионе действуют 57 учебных организаций, которые занимаются подготовкой и переподготовкой кандидатов в водители. Из них 22 автошколы – государственные и 35 – частные. Только в областном центре работают 29 таких учебных заведений.

Кто желает порулить

С первого января этого года в Казахстане учет подобных организаций и регистрация учебных групп осуществляются при помощи информационной системы по обеспечению дорожного движения под названием «Автошкола». Эта программа контролирует процесс обучения автомобилистов. Но самый главный плюс – она предотвращает выдачу свидетельств водителей без прохождения обязательных теоретических и практических курсов. Кроме этого, «Автошкола» исключает случаи выдачи поддельных документов и медицинских справок.

Между тем мнения по поводу лицензирования деятельности автошкол разнятся. Например, противники считают, что если будет введена такая система, то часть из них закроется, не выдержав конкуренции, а сама стоимость обучения повысится в разы. Ведь содержание учебных автомобилей, их ремонт, требования к квалификации преподавателей – все это требует ощутимых расходов. Если же число автошкол уменьшится, а спрос на подобные курсы останется на том же уровне, то закономерно, что стоимость обучения вырастет. Возможно, в больших городах такое нововведение не окажется столь ощутимым, а вот в небольших… Их жителям придется посещать курсы в областном центре, что опять же ударит по кошельку.

А пока споры по поводу деятельности автошкол продолжаются, последние по-прежнему действуют – количество желающих получить заветное водительское удостоверение не уменьшается. Хотя для этого нужно пройти соответствующие курсы продолжительностью до полугода, сдать теоретический и практический экзамены. И если вопросы по теории включают в себя Правила дорожного движения, устройство и эксплуатацию транспортного средства, то на практике нужно показать свои навыки. К слову, после автошколы многие довольно неплохо водят автомобиль, не теряясь в условиях городского режима. Поэтому в дальнейшем им нужно лишь немного отточить свои умения. Отметим, что прием экзаменов на получение водительского удостоверения производится в филиале НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Карагандинской области». В этом плане ничего не поменялось.

Водить грузовик в восемнадцать?

Но зато изменено несколько ключевых нормативов, касающихся водительских удостоверений военнослужащих, Правил дорожного движения, государственной регистрации автотранспорта, присвоения и хранения номеров. В частности, в департаменте полиции региона уточнили, что водители-военно-
служащие, уже имеющие права и достигшие установленного возраста, теперь могут сдавать экзамены на обычные права нужной категории без обучения в автошколе. Главное – иметь справку об отсутствии медицинских противопоказаний. В водительское удостоверение, выдаваемое лицам, прошедшим обучение по направлениям местных исполнительных органов военного управления, вносится отметка «Для транспорта Вооруженных сил Республики Казахстан». Такие удостоверения подлежат замене при достижении определенного возраста по окончании службы в Вооруженных силах нашей страны.

– Согласно Закону РК «О дорожном движении», военнослужащие могут получать водительское удостоверение категории «С» (управление грузовыми автомобилями от 3,5 до 7,5 тонны) в восемнадцать лет для нужд обороны. Они проходят обучение и получают права категории «С», хотя, согласно закону, эта категория выдается в 21 год. После завершения прохождения службы в армии, например в 20 лет, ребята приходят в филиал НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Карагандинской области», сдают экзамены и без специального обучения получают права категории «С» уже как гражданские лица, – разъяснили нам это нововведение в департаменте полиции.

Номера без права передачи

Также в нашей стране обновлены правила получения «красивых» государственных регистрационных номеров на автомобиль. Теперь владельцы могут оставить ранее полученный государственный номер повышенного спроса, даже если он переезжает в другой регион с отличающимся кодом. Сведения о подобных доступных номерах публикуются через объекты информатизации.

Использование же бывших в употреблении «красивых» номеров запрещено, кроме случаев, когда новым владельцем являются государственный орган, дипломатическое представительство или их сотрудники; родственники прежнего владельца (родители, дети, супруги, братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки); наследник. Чтобы оставить за собой такой номер, нужны подтверждающие документы: заявление прежнего владельца, свидетельство о браке, рождении, наследственные документы и оплата пошлины за дубликат. Сданные номера теперь можно хранить не более 30 дней – после этого их уничтожают. Передавать старые номера другим людям нельзя, кроме случаев с близкими родственниками (родители и дети, усыновители и усыновленные, братья и сестры, бабушки и дедушки, супруги).

Наряду с этим появились и другие нововведения. Так, установлено ограничение скорости для грузовиков в населенных пунктах. Но оно не действует там, где дорожные знаки разрешают более высокую скорость, например 80 км/час. Кроме этого, упростили правила использования оранжевых или желтых проблесковых маячков с магнитным креплением – для них теперь не требуется разрешение. Устройства можно применять при дорожных работах, сопровождении крупногабаритных грузов, группы велосипедистов, на автобусах, перевозящих детей и школьников. Ранее для этого нужны были разрешительные документы. Напомним, что все изменения уже вступили в действие.

Надежда ЦХАЙ

Коллаж: Юрия БИЛУШЕНКО

Фото: freepik.com

 

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

В преддверии Дня Независимости в селе Нуркен Каркаралинского района состоялся открытый турнир по асық...

В нем приняли участие 14 команд из Павлодарской, Жамбылской, Акмолинской, области Улытау и Карагандинского региона. Соревнования направлены на популяризацию национальных видов спорта среди подрастающего...

Студенты колледжей в интерактивной форме осваивают ключевые навыки финансовой безопасности

По инициативе АФМ РК совместно с Министерством просвещения РК, территориальным департаментом экономических расследований в регионе проводится компьютерная обучающая игра «Қаржы сақшысы». В департаменте экономических расследований...

Депутаты Карагандинского областного маслихата провели в этом году 11 сессий

На них было принято 101 решение. 23 из них зарегистрированы в органах юстиции. Представительный орган работал, руководствуясь задачами, связанными с реализацией Послания Главы государства...

Свежий номер за 13 декабря 2025 года

Скачать файл  

Его биография была не просто чередой должностей и дат, а целой эпохой карагандинской журналистики

В зале государственного архива Карагандинской области состоялась презентация личного архивного фонда Султана Кемельбаева – почетного журналиста Казахстана, экс-главного редактора газеты «Индустриальная Караганда». Перебирая в...