В областном центре отопительный сезон закончился совсем недавно. Однако город уже вовсю готовится к следующей зиме. На энергоисточниках идут ремонты, как капитальные, так и текущие, а на теплотрассах – реконструкция.
К примеру, на ТЭЦ-3 на капитальном ремонте находится котлоагрегат № 1. Управиться должны за 4 месяца. Начали в апреле. 48 процентов от намеченного объема уже выполнено. Работы ведутся в две смены, каждая – по 12 часов. Задействованы как подрядные организации, так и работники станции. Всего здесь восемь котлоагрегатов. Три из них ремонтируют капитально. Аналогичные работы и на двух турбинах (всего их 6). На остальных котло- и турбоагрегатах пройдут текущие ремонты.
– На котле № 1 меняем, можно сказать, все. Это топочные экраны, радиационный пароперегреватель, водяной экономайзер второй ступени, кубы воздухоподогревателя двух ярусов. В целом масса заменяемого металла составит более 420 тонн. Кроме того, идет ремонт вспомогательного оборудования: тягодутевые механизмы, углевзмольные мельницы, арматура, тепловая изоляция, контрольно-измерительная аппаратура, электродвигатели и т.д. Все это повысит надежность, снизит вероятность отказов. КПД котлоагрегата возрастет с 89 до 91 процента, почти до заводского показателя. Износ уменьшится на 23%, – поясняет Константин Пятков, директор Карагандинской ТЭЦ-3.
По его словам, большая часть закупаемых материалов и оборудования произведена в Казахстане. «Капиталка» повлияет не только на стабильное прохождение отопительного сезона. Она хорошо скажется и на экологической ситуации в регионе. На котлоагрегате № 1 занимаются газоочистным оборудованием: меняют батарейные эмульгаторы второго поколения на более современные (третьего поколения). Это существенно снизит валовые выбросы.
– Эмульгатор представляет из себя 2 элемента: завихритель и каплеуловитель, которые устанавливаются в корпусе. Запыленный газ от котла поступает в нижнюю его часть, проходит через завихритель. Там смешивается с водой, происходит осаждение пылевых частиц. Потом он очищается в каплеуловителе и выходит через дымовую трубу в атмосферу. Это одно из важнейших экологических мероприятий в эксплуатации теплоэлектростанции, – подчеркивает К. Пятков.
Напомним, Караганду греют два энергоисточника: ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3. Первая – так называемая локальная станция. Отработав отопительный сезон, она уходит в ремонтную кампанию почти на полгода. А вот вторая функционирует круглосуточно и круглогодично, генерируя электроэнергию. Обеими станциями заведует ТОО «Караганда Энергоцентр». К слову, на ТЭЦ-1 в этом году капремонт пройдет на двух котлоагрегатах и одной турбине. Подготовка к предстоящему отопительному сезону на станциях началась еще в марте и продлится до октября. За этот период отремонтируют 26 единиц основного оборудования.
– В 2024-м на всю ремонтную кампанию было затрачено больше 18 миллиардов тенге. В этом году сумма составляет 23,8 миллиарда тенге. Эти средства пойдут на обеспечение надежности оборудования, улучшение экологичности и снятие ограничений по мощности. Ремонт котла № 1 обойдется почти в 5 миллиардов тенге. Не столько растет объем работ, сколько цена материалов. Деньги вкладываем свои плюс с тарифа получаем. Повышение тарифа связано с увеличением стоимости угля. Его берем с разреза «Богатырь» в Экибастузе. Там цена в этом году выросла почти на 24%, – говорит Флюр Гарипов, генеральный директор ТОО «Караганда Энергоцентр».
Стоит отметить, что в рамках Национального проекта по модернизации энергетического и коммунального сектора компания занимается расширением Карагандинской ТЭЦ-3. Там будет установлен новый энергоблок, который увеличит мощность станции на 120 МВт и тепловую мощность на 180 Гкал/ч. Этот проект направлен на устранение дефицита тепло- и электроэнергии в Карагандинской области и рассчитан на период 2024-2028 гг.
Но теплоснабжение зависит не только от ТЭЦ, но и от состояния сетей. Их реконструкцией тоже занимаются. В частности, речь здесь о магистральных теплотрассах «Соединительная» и «I очередь». Первая идет от ТЭЦ-3 к Пришахтинску и Сортировке, вторая – в город. Их ремонт начался в 2024-м. Проект переходящий, рассчитан на три года. Однако «Соединительную» планируют завершить досрочно – уже в этом году.
– Протяженность магистрали «I очередь» – 2,4 километра (или 4,8 км в трубном исполнении, две нитки), а длина «Соединительной» составляет 2,1 (4,2). Эти трассы можно назвать центральными артериями теплоснабжения всего города. Таких масштабных капитальных работ здесь не было несколько десятилетий, обходились текущими ремонтами. Эти проекты идут в рамках реализации инвестиционной программы при поддержке акима Карагандинской области. Из республиканского бюджета предусмотрено порядка 20 миллиардов тенге. На этот год планируют выделить около 8 млрд, – сообщил Жанболат Токмурзин, заместитель руководителя отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Караганды.
В работах – стопроцентное казахстанское содержание. Предизолированные трубы, как и железобетонные конструкции, поставляют предприятия Карагандинской области. Увеличен и диаметр труб: с 1000 до 1200 миллиметров. Реализация проектов, помимо стабильного прохождения отопительного сезона, обеспечит в перспективе и развитие города. То есть станет возможным подключение новых абонентов.
К примеру, «I очередь» позволит предоставить качественные услуги в сфере теплоснабжения существующим домам и объектам с численностью 277 тысяч человек. А в будущем даст возможность подключить дополнительные многоэтажки застраиваемого юго-западного и юго-восточного районов Караганды. На реконструированном участке снизятся аварийность и теплопотери.
Кирилл ВАСИЛЬЕВ
Фото Оксаны ВОЛКОВОЙ