Жители региона жалуются на приписки в приложении Damumed. Им приходят разные уведомления. Одни якобы побывали на приеме у терапевта или узкого специалиста, другие – сдали анализ, хотя в поликлинику не ходили.
Отметки о фейковых приемах у врачей и получении различных медицинских услуг, которые по факту не оказывались, то и дело замечают наши граждане. Причем как в частных поликлиниках, так и в государственных. Объяснить это можно легко – за каждую такую «процедуру» медучреждения получают деньги. Отсюда и приписки. На днях в редакцию «ИК» обратилась жительница региона.
– Во вторник днем я была на работе, а в приложении Damumed появилась запись, якобы мне в это время сделали кардиограмму в поликлинике, – пожаловалась карагандинка.
За помощью не обращались
Но кардиограмма или выдуманный поход к терапевту – цветочки. В разных регионах страны люди сталкивались с более вопиющими случаями. Так, в июне этого года алматинка обнаружила, что ее записали в наркозависимые, а судя по записям в приложении другой казахстанки – ее усердно лечат от онкологии и она якобы проходит лучевую терапию. Хотя на самом деле обе девушки здоровы, таких диагнозов не имеют и за медицинской помощью не обращались.
В Карагандинской области подобных скандалов не случалось, однако факты приписок никто не отрицает. Сразу хотелось бы отметить, что об этой проблеме известно и фонду ОСМС, и облздравам, и Министерству здравоохранения РК. Недавно были оглашены итоги мониторинга амбулаторно-поликлинической помощи за первое полугодие 2020 года. Тогда по республике было выявлено 11 607 случаев фактически не оказанных, но внесенных в информсистемы медицинских услуг на сумму почти 75,5 миллиона тенге.
Спускать на тормозах такие случаи, конечно, не собираются. С вопросом о том, какая работа ведется в нашем регионе, мы обратились к директору областного филиала фонда ОСМС Фазылу Копобаеву.
Как сообщил руководитель, фонд медицинского страхования на постоянной основе отслеживает качество и объем медицинской помощи путем текущего, целевого и внепланового мониторинга.
– Но проверить, действительно ли была оказана та или иная медицинская услуга конкретному гражданину, достаточно сложно, так как в области ежедневно их предоставляют тысячи, – объясняет Ф. Копобаев. – Цифровизация системы здравоохранения дает возможность нашим гражданам самим это отслеживать. И если возникают сомнения, обратиться в фонд, который проведет внеплановый мониторинг по каждому такому случаю.
Если факты подтверждаются, то к «провинившемуся» медучреждению применяются меры экономического воздействия: штраф для допустивших приписки – 300% от стоимости медуслуги.
Кроме того, фонд направляет в управление здравоохранения информацию для принятия мер в отношении медицинской организации, в которой были выявлены факты приписок, а в само медучреждение – данные о сотрудниках, которые оставили в Damumed липовые записи, чтобы также были приняты меры.
Как бороться с приписками?
Минздрав РК в настоящее время разрабатывает новые механизмы, в числе которых – подтверждение посещения и получения медицинской помощи через мобильное приложение пациента, идентификация пациента с использованием технологии FaceID (сканер лица человека) и сканирование QR-кода или уникального кода цифрового документа пациента.
Эффективность и возможность практического применения этих новшеств в медицинских учреждениях страны начнут оценивать уже с 1 августа: на базе одной из столичных поликлиник в пилотном режиме запустили несколько инструментов по нивелированию приписок. В частности, речь идет о FaceID. Об этом рассказала министр здравоохранения РК Акмарал Альназарова во время недавнего брифинга.
Кроме того, она заявила, что сейчас проводится работа по анализу услуг, которые были оказаны лицам, выехавшим за рубеж шесть и более месяцев назад.
– Думаю, в течение месяца мы эту работу закончим. И будем ставить вопрос об ответственности и о возврате этих средств в бюджет, – отметила А. Альназарова.
Возвращаясь к нашему региону, не лишним будет упомянуть об официальной статистике липовых медуслуг, якобы полученных ничего не подозревающими жителями области. Директор областного филиала фонда ОСМС сообщил, что в первом полугодии 2024 года зарегистрировано 46 обращений по поводу недостоверных данных, внесенных в медицинскую информационную систему.
– Из них по результатам внепланового мониторинга было установлено два случая приписок. Они сняты с оплаты, – сказал Фазыл Копобаев.
Что же делать пациенту при обнаружении фиктивной записи? Сообщить об этом в фонд социального медицинского страхования. Сделать это можно через официальный сайт fms.kz, мобильное приложение Qoldau 24/7 или обратиться по телефону 1414, написать в E-Otinish. В фонде ОСМС заверили, что все обращения рассматриваются в обязательном порядке.
Наталья ФОМИНА
Коллаж «ИК»