back to top
-14.1 C
Алматы
Вторник, 24 декабря, 2024
No menu items!
ДомойГлавные новостиКапсула времени: зеленые легкие города

Капсула времени: зеленые легкие города

             (Окончание. Начало в №№ 14,15,16 от 03,06, 08.02.2024 г.)

Капсула времени приоткрывает детали: «Озеленение Караганды имеет огромное значение для улучшения санитарного состояния города. Считалось, что из-за условий резко континентального климата озеленение городов, расположенных в казахских степях, невозможно. Практика зеленого строительства Караганды опровергла это утверждение. За сравнительно короткий срок она стала зеленым городом. Вдоль улиц города посажены деревья и кустарники, во многих кварталах имеются свои маленькие парки и скверы. Дальний парк и парк имени Костенко в центре угольных шахт Старого города, Южный парк Зеленстроя и Березовая роща в Новом городе вместе с городскими скверами служат прекрасными местами для отдыха десятков тысяч трудящихся Караганды.

Улица Костенко

В питомниках Зеленстроя и на опытных участках Карагандинского ботанического сада выращиваются для городских посадок сотни тысяч саженцев приспособленных к климату Караганды засухостойчивых и морозостойких растений.

Крупнейшим парком Караганды является парк культуры и отдыха Нового

города. Размещенный в центре города, вокруг пруда, занимающего 4 гектара, он одинаково доступен для жителей всех районов. Выбор территории для парка продиктован не только планировочными соображениями, но и наиболее благоприятными почвенными и гидрогеологическими условиями территории, расположенной вдоль пруда близ реки Большая Букпа. Наличие крупного зеленого массива в центре города оказывает громадное влияние на микроклимат Караганды – смягчает его.

С архитектурно-планировочной точки зрения размещение большого парка в центральной части города очень удачно. Парковые зеленые насаждения и зеркальные воды пруда сливаются с архитектурой крупных общественных зданий центральной части города в единый гармоничный ансамбль. Центральный парк культуры и отдыха Нового города площадью около 275 гектаров состоит из трех основных частей: регулярного парка вокруг пруда, ботанического сада в юго-восточной части и лесопарка со вторым водоемом, протянувшимся в юго-западном направлении по долине реки».

За сравнительно короткий срок Караганда стала зеленым городом

Питомник Зеленстроя (в просторечии Зелентрест) снабжал саженцами, адаптированными к местному климату, весь город, и каждую осень и весну школьники, студенты, рабочие и служащие всех предприятий дружно выходили на посадку деревьев и озеленение города. Цветочные партеры с прекрасными рельефными рисунками из цветов и растений были во всех скверах и шли по центру основных городских магистралей.

«В юго-западной части парка был создан питомник, послуживший базой для озеленения всего Нового города. Фонды питомника положили начало организации лесопарка (так называемого Южного парка Зеленстроя). В другом конце Нового города, в центре жилого района, перед войной были высажены березовые саженцы, выросшие в прекрасную белоствольную рощу площадью 10 гектаров. Этой рощей и начинается Центральный парк культуры и отдыха. В юго-восточной части парка размещены экспериментальный дендрарий и питомники Карагандинской базы Академии наук Казахстана» (Т. Бараг, «Караганда», 1950 г.)

От березовой рощи до наших дней дожило куда меньше 10 гектаров ее начальной площади, но это все равно любимое всеми место. Спасибо тем, кто придумал и создал это чудо! Видя, как редеют ряды берез в парке, сейчас делаются попытки высаживать эти деревья на защищенных от ветров улицах центра – Костенко, в углу площади Гагарина, а вот в сквере на улице Аманжолова им трудно будет уцелеть. Они нежные и нуждаются в защите.

Красивых мест в Караганде немало 

И о базе Академии наук стоит пожалеть. Остались ли специалисты, которые знают названия всех деревьев, высаженных в парке? Существует ли их каталог? Сохранилась и обновлялась ли коллекция районированных семян? Есть ли кому в конце концов проводить дендроэкскурсии по парку для школьников? И кто способен подсказать, что сосны и лиственницы – они для лесопарка, а не для городских площадей, а каждую голубую ель в городе надо холить и лелеять. В 50-е годы ими были обрамлены все административные здания города на улицах Джамбула и Чкалова. Остались единицы. Сохранились эти красивейшие деревья у бывшего сквера и за оградой детсада, того, что теперь стоматология на улице Костенко, да у ресторанов «Орбита», «Урарту» и элитных коттеджей.

Парк в ширину изначально занимал пространство от главного проспекта города до первой улицы Михайловки. Детская железная дорога была построена в западной части парка в 1956-1957 годах и торжественно открылась 1 мая 1957-го. Вместе со взрослыми ее обслуживал клуб юных железнодорожников, и проходила она сквозь пышную зелень уже разросшегося за 20 лет парка на всем своем протяжении почти 2 км. В 80-е годы популярная детская дорога была проложена дальше до зоопарка. Но была законсервирована в 2001-м, тогда парк стал застраиваться уже не только профилакториями для шахтеров, но и частными коттеджами, а потом и элитными многоэтажками с видом на озеро. Обновленная детская дорога открылась вновь в 2008 году, став одной из последних действующих в Казахстане. Правда, уже без юных железнодорожников, и проходит она, увы, теперь под окнами многоэтажек. Хорошо вообще, что вновь работает, похоже, став последней границей, не позволяющей захватывать и вырубать парк и дальше.

Березовая роща 

А для города парк, действительно очень удачно расположенный, уже становится тесным. На занятиях физкультуры учащиеся школ и вузов, которые раньше свободно разбегались по аллеям парка, теперь не могут разминуться с гуляющими гражданами, мамами с колясками, пенсионерами со скандинавскими палочками. Город растет, а парк сужается, как шагреневая кожа. Сюда стремятся все рестораны города со своими филиалами. Предприниматели с аттракционами, которые вдруг оказываются сомнительно безопасными и оставляют после себя лишь вырубленные многолетние деревья да лысины залитых бетоном фундаментов. Не все аллеи парка можно назвать тенистыми. Не успевают вырастать деревья, высаженные на замену бездумно вырубленным.

Поразительно лукавство, с которым улыбчивые чиновники оправдывали исчезновение декоративной чугунной решетки парка со стороны улицы Чкалова созданием «безбарьерной среды» по веянию времени. Не думаю, что решетку Летнего сада придет кому-то в голову убрать ради безбарьерного веяния.

А вот нужны ли парку вместо тенистых аллей и очищенного деревьями воздуха рестораны, которые легко заменят автоматы для еды и напитков и передвижные точки продажи мороженого и сувениров? А кстати, что с сувенирами? Караганда, в отличие от других городов, особенная. Нет, она пока не стала бойким туристическим центром, но спрос на сувениры здесь никак не меньше.

Потому что почти туристами себя чувствует огромное число бывших карагандинцев. Разъехавшись по миру, с ностальгией вспоминают они город своей юности и просто требуют привезти, прислать его виды, достопримечательности на керамике, магнитиках, на шарфах спортивных фанатов. Да и выездной туризм в разные страны набирает обороты, самим-то тоже надо брать с собой маленькие презенты из Караганды для старых и новых друзей, и не кустарные поделки. А хорошо бы миниатюрные произведения искусства, которые привлекут внимание еще и коллекционеров. Что, кстати, вносит большой вклад в популярность любой точки на карте. Художники и предприниматели города – рынок огромен, и он ваш!

Железная дорога соединила угольный бассейн Караганды с промышленными центрами большой страны еще в конце 1931 года. Со временем было налажено пассажирское сообщение.

Одно из старейших деревьев парка продолжает дарить тень. Фото 2020 года

«26 мая 1949 года с Рязанского вокзала Москвы в 11.45 отправился в первый рейс в Караганду новый скорый поезд № 32. Он прибудет в Караганду через 4 дня в понедельник, 30 мая, в 5.40 утра. Путь скорого поезда будет проделан на двое суток быстрее, чем обыкновенного пассажирского, который курсирует по этому же маршруту» («Социалистическая Караганда» 27 мая 1949 г.)

Запущенный в те далекие годы поезд Караганда – Москва остановил только коронавирус в 2020-м. Почти 90 лет сообщение было непрерывным. А ведь развитие туризма всецело зависит от транспортной доступности. Как большой туризм, так и малый, местного масштаба.

Сегодня, приехав в Караганду и выйдя с привокзальной площади на главный проспект города, турист, оглядевшись, обнаруживает себя в окружении… ломбардов. Такой, увы, визитную карточку города сделали время и хаос в выдаче разных разрешений. Деятельность центров урбанистики пока сводится к украшению зданий муралами и готовности работать над эстетикой внешней среды. Новые идеи дизайнеров и архитекторов по световому, цветочному и прочему облагораживанию вида и функционала города уже заметны. Как и робкие начинания в деле уличной рекламы, обновлении дизайна остановочных павильонов. Все это, если системно выстроить, конечно, сделает городскую среду не только привлекательной и удобной, но и креативной, никого не копирующей, по-карагандински особенной. А красивых мест в Караганде немало.

Стоит подхватить частную инициативу снизу с экскурсиями по Караганде и ближайшим окрестностям. Пока даже прямого автобусного маршрута к самому знаменитому музею Карлага в Долинке нет. Возможно, интерес к изучению истории родного города поможет возродить то, что еще не разрушилось окончательно. Остается лишь оценить новую тенденцию и поспевать за спросом. Этот росток можно вырастить в большой и очень интересный туристический кластер, включающий существующие и новые музеи, краеведение, уникальный исторический и природный ареал Каркаралинска, который, кроме всего, является и базовым источником обновления зеленой защиты Караганды.

 «В 1950 году будет закончено проектирование и начнутся работы по закладке зеленых защитных зон вокруг города. Мощные ветроломы и снегозащитные полосы зеленых насаждений вместе с крупными массивами парков, садов, скверов и бульваров, уличными посадками и озелененными внутриквартальными территориями значительно изменят микроклимат Караганды, защитят город от угольной пыли шахт, дыма заводов, преградят путь ветрам, не допустят на улицы снежных буранов зимой и пылевых бурь летом, повысят влажность почвы и воздуха, будут служить регулятором температуры, смягчая жару и морозы» (Т. Бараг, «Караганда», 1950 г.)

Над зеленым строительством вокруг Караганды еще и будущим поколениям предстоит потрудиться. Но то, что удалось когда-то сделать первопроходцам на этом пути, никак нельзя растерять. С гордостью писал архитектор Теодор Бараг о зеленом богатстве города в 1950-м:

«Особенно наглядны достижения зеленого строительства в Караганде при сравнении их с данными по озеленению ряда зарубежных городов. Так, до войны (в 1939 г.) в Берлине на одного жителя приходилось всего 2 квадратных метра зеленых насаждений, в Нью-Йорке – 6, а в Париже, считающемся одним из самых зеленых городов Западной Европы, – 7 квадратных метров

В Караганде, расположенной в сухих казахских степях, в среднем на одного жителя уже сейчас приходится около 7 квадратных метров зеленых насаждений».

А как вы думаете, сколько квадратных метров зеленых насаждений приходится на одного жителя в Караганде в год 90-летия города? Кто скажет, сколько гектаров площади осталось у Центрального городского парка сейчас? И сколько из них еще занимает Березовая роща?

«Большая Караганда сейчас находится в процессе своего формирования. Но сквозь леса строек, груды кирпича и ажурные силуэты подъемных кранов ясно проступают контуры будущей Караганды» – таким был взгляд в будущее из 1950-х.

Капсула времени помогает задуматься над прошлым и представить будущее.

Наши предшественники на карагандинской земле умели смело мечтать и выстроили не только планы, но и красивый город.

Новым поколениям продолжать…

Галина ПОЛИЩУК,

выпускница СШ № 50

г. Караганды 1965 года

Похожие статьи

3 КОММЕНТАРИИ

  1. А сейчас возвращаемся в степной режим! Часть парка уже срублена под ЖК. Нужно больше сажать деревьев как в Астане

  2. Статья хорошая. Но таки же но… Тут говорится из очень уже далеко. А реалии таковы – предпринематели вырубают и спиливают деревья. Они мешают их рекламе. И город, власти, да все, оказываются перед фактом вырубки.
    Если честно то я не понимаю из этого ничего. Мы живём для будущего или день прошел, а там и поровну что будет завтра. Где наши градостроители? Почему всё это позволяют? Без Плановая застройка, вырубка. Или земли вокруг города мало????

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

В 2025 году в Караганде благоустроят больше дворов, детских и спортивных площадок

Радостной новостью с жителями областного центра поделился градоначальник Мейрам Кожухов. Он озвучил сумму, которую выделят на проект «Бюджет народного участия», который показал свою...

Карагандинская теннисистка выиграла турнир «ТОП-12»

Лидер женской сборной РК по настольному теннису Зауреш Акашева вновь доказала, что она достойна медали высшей пробы. Как сообщает Федерация настольного тенниса Казахстана, в...

41 село Карагандинской области улучшили по проекту «Ауыл – Ел бесігі»  

В Карагандинской области в этом году спецпроектом «Ауыл – Ел бесігі» был охвачен 41 сельский населённый пункт, где проживают 67 тысяч человек. В них...

В Караганде изменили схему движения на одном из оживленных перекрестков

Для обеспечения безопасности и пропускной способности автотранспортных средств на пересечении улиц Гоголя - Космонавтов изменена схема дорожного движения. Как отметили в отделе коммунального хозяйства,...

Три серебряные и столько же бронзовых медалей выиграли карагандинские старшеклассники на республиканской олимпиаде

Ребята из сельских школ блеснули знаниями по предметам общественно-гуманитарного направления. Второй год Министерство просвещения проводит это интеллектуальное состязание. Оно призвано создать оптимальные условия для...

Неподалеку от Балхаша чуть не замерз дальнобойщик из Турции

У большегруза произошла поломка, и водитель не смог самостоятельно ее устранить. Он обратился за помощью к службе спасения. По данным пресс-службы МЧС РК, вчера, 22...