(Продолжение. Начало в №№ 14-15 от 03,06.02.2024 г.)
Об открытии Летнего театра, возведенного по уникальному проекту за 2 месяца, «Социалистическая Караганда» сообщила 16 июля 1949 года.
«В 1949 году в Караганде был опробован первый опыт пересадки взрослых деревьев. В начале июля на территории вокруг Летнего театра были высажены десяти-двенадцатилетние деревья карагача.
Из 24 пересаженных деревьев не прижилось только два» (Т. Бараг, «Караганда», 1950 г.)
Спустя почти год после столь эффектного экскурса в будущее газета поинтересовалась, что же сделано в городе за год и каков темп первых шагов от стартовой черты.
КАРАГАНДА ЧЕРЕЗ ГОД
Т. Бараг, начальник Карагандинского управления по делам архитектуры.
«С каждым годом Караганда становится все больше и шире. Истекший 1949 год принес городу свыше 100 тысяч квадратных метров новой жилой площади в сотне добротных, уютных домов. Новый город украсился прекрасными зданиями травматологической больницы, на пустыре за 2 месяца выросло чудесное здание Летнего театра, окруженное декоративной ажурной колоннадой, богато украшенное лепным орнаментом и позолотой. Сотни самых маленьких карагандинцев и школьников играют и учатся в новых детских яслях, садах и школах. Два пионерских лагеря и прекрасный стадион в Дальнем парке получила молодежь Караганды в 1949 году. Новые бани и прачечные, поликлиники и амбулатории, столовые и магазины появились в кварталах города.
Широко проводились работы по благоустройству. Все лето дымил асфальтобетонный завод, грохотали бульдозеры, скреперы и многотонные катки, расстилая черные ленты шоссе. Бурились скважины, давшие прекрасную артезианскую воду. Канавокопатели рыли траншеи для прокладки водопроводных магистралей и канализационных коллекторов. Устанавливались чугунные и стальные столбы для освещения улиц.
Десятки тысяч саженцев деревьев и кустарников высаживались в скверах и парках города. Строились киоски, павильоны, асфальтировались тротуары.
В 1950 году Караганда сделает еще один шаг в своем развитии. Планами жилищного строительства намечается ввод в эксплуатацию 132 тысяч квадратных метров жилой площади. Только в Новом городе в многоэтажных домах шахтеры получат около тысячи благоустроенных комфортабельных квартир. Две тысячи мест в 6 новых школах и 750 мест в детских садах и яслях, шесть больниц на 320 коек и 5 клубов на 1 600 мест построят в городах и поселках бассейна.
Будет в основном закончено здание Дворца культуры горняков, строящееся в Новом городе. Оно будет облицовано полированным гранитом, а колонны сделаны из чистого мрамора с литыми бронзовыми капителями и базами. Хрустальные люстры, блестящий паркет, мраморная облицовка стен, лепной орнамент, художественная роспись, позолота, картины, ковры, мягкая бархатная мебель будут украшать интерьеры залов, гостиных и комнат дворца. В театре на 900 мест сможет работать любой большой театральный коллектив. В лекционном зале на 400 человек будут слушать лекции и 200 болельщиков следить за соревнованиями в спортивном зале. Библиотека на 100 тысяч томов с читальными залами, книгохранилищами, комнатами для индивидуальных занятий, бильярдные, большой ресторан – все это будет в подлинно уникальном здании Дворца культуры, стоящем свыше 25 миллионов рублей.
В 1950 году начнется строительство клуба инженерно-технических работников в Новом городе со зрительным залом на 400 мест и Дворца физической культуры. В огромном зимнем плавательном бассейне дворца (единственном в республике) в самые сильные бураны и трескучие морозы смогут проводиться соревнования по плаванию и прыжкам в воду, а 500 зрителей на специальных трибунах будут следить за этими соревнованиями. В гимнастическом зале будет проводиться работа по всем видам легкой атлетики, включая соревнования по волейболу и баскетболу. Залы для бокса и тяжелой атлетики, лыжная станция привлекут тысячи спортсменов и зрителей.
Начнутся работы и по благоустройству пруда, существующего в центре парка культуры Нового города.
Между городами и поселками бассейна протянутся новые километры асфальтобетонных шоссе, тысячи квадратных метров тротуаров получат прочную усовершенствованную одежду. Закончится первая очередь долгожданного трамвая, который соединит Новый город с поселками шахт № 20, имени Кирова, Старым городом и Майкудуком, и впервые в истории Караганды по ее улицам побегут новенькие вагоны и зазвенит трамвайный звонок. Кроме того, будет начато строительство красивого водохранилища на реке Чурубай-Нура, скважин и мощных водоемов, которые обеспечат бесперебойное водоснабжение бассейна. Окончится проектирование станции Караганда-Пассажирская с первоклассным вокзалом.
Расширятся массивы зеленых насаждений, на новых километрах улиц будут установлены сотни столбов электрического освещения. Новые киоски, павильоны, кафе оживят и украсят город. Ажурными металлическими ограждениями окружатся сады, скверы и палисады улиц, чудесным ковром цветов покроются клумбы. В наступающем 1950 году Караганда станет еще богаче, наряднее, красивее» («Социалистическая Караганда» 1 января 1950 года).
Если бы все и дальше шло такими впечатляющими темпами, то кто знает, какой бы стала Караганда к сегодняшнему дню.
Строки ставшего знаменитым впоследствии поэта Наума Коржавина (тогда студента горного техникума, а позже десятника вентиляции шахты 19-бис) публиковались в газете с 1952 года.
«Мы возводили в снежной мгле
Копры, и свет их мглу слепил.
И под землей, и на земле
Мы город строили в степи!
Домов отстроенных ряды,
Свет в магазинах. Гомон. Смех.
По улицам Караганды
Гуляет новогодний снег».
Конечно, мечта об оперном театре в Караганде – это сверхоптимистично и для наших дней.
Но тогда, наблюдая бурный рост строек, люди верили в великолепное будущее своего города.
И не с потолка архитекторы его в проект внесли. Если перелистать газеты тех лет, можно найти: «…Чтоб свои народные у нас /Петь могли Сусанина на сцене» («Социалистическая Караганда», 6 января 1951 года).
А еще раньше, в 1949-м, публикуются сообщения о том, что даже в Осакаровском Доме культуры поставлены сцены из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского. И в клубе им. Жданова шахты № 20 оперный кружок выходит на сцену со своими постановками. Кадры профессиональных музыкантов и певцов из Гнесинки и, кажется, всех консерваторий Союза, которые рады были не расставаться с профессией и обучать способную молодежь, в Караганду в большом количестве поставила система вынужденных переселенцев. Творческая интеллигенция своими знаниями и воспитанием влияла на вкусы и духовные потребности молодежи и в конечном итоге формировала особую карагандинскую культуру и многонациональную ментальность.
«Мы любим музыку и хотим, чтобы у нас в городе, кроме существующих театров, был Театр оперы и балета» – Д. Жанатаев, почетный шахтер, навалоотбойщик шахты № 31-бис («Социалистическая Караганда», 20 апреля 1949 года).
«Выступления Ансамбля классического балета, руководимого солистом Ленинградского театра им. Кирова Р.И. Гербеком, показали прежде всего, что в широких кругах зрителей живет громадный интерес к искусству танца. Достаточно убедительно свидетельствовал об этом переполненный зал Каздрамтеатра 5 сентября» – Н. Николаев. «Вечер классического балета» («Социалистическая Караганда», 10 сентября 1948 г.)
По афише видим, что в тот вечер смотрели карагандинцы (в газете ежедневно публиковались афиши кинофильмов, концертов и спектаклей): «5 сентября 1948 г. на сцене Каздрамтеатра зрители могли увидеть II и IV акты «Лебединого озера» Чайковского и одноактный балет «Алеко» на музыку оперы Рахманинова. 7 сентября – балет «Жизель» (Обманутая любовь). Начало в 10 часов вечера» (!)
Гастроли продолжались на сцене кинотеатра Нового города (ныне – Концертный зал «Шалкыма») 11 и 12 сентября. Начало в 12 час. ночи» (!) Насыщенная, однако, нагрузка была на объекты культуры в городе. Спектакли шли после киносеансов. Да и город трудился в три смены, поэтому публика собиралась к любому времени, указанному в афише. Да, кстати, и с транспортом вопросы решались. И об этом читаем объявление в газете:
«Обслуживание зрителей театра транспортом. В связи с началом зимнего театрального сезона в г. Караганде Облтрансконтора увеличивает число автомашин для доставки зрителей в театр и обратно. Каждый вечер к началу и окончанию спектакля между Новым городом и Каздрамтеатром будут курсировать 5 автомашин. Кроме того, предоставляются машины по заявкам учреждений» («Социалистическая Караганда», 10 ноября 1948 г.) Это были бортовые ГАЗ-51 со скамейками в кузове, какие мы видим в старых советских фильмах, зимой их выпускали на линию крытыми брезентом.
Какие же светлые романтики жили тогда в Караганде с мечтой о Театре оперы и балета!
Гораздо практичнее оказались карагандинцы эпохи выживания в 90-х. Зарезервированное в генплане для Оперного театра и Театральной площади место напротив Центрального универмага предприимчиво заняли еще одним торговым домом и еще одним у Дома быта, превратив центр города в унифицированный маркет-платц. Огромные площади закрывшихся промышленных предприятий и даже Ледовый дворец спорта стали гипермаркетами самозанятых. Швейная фабрика тоже стала торговым домом. Остальные пустоты пошли под арендные площади любого назначения.
Кажется, повсюду уже остановились с этим торговым перебором и направили силы на созидание и производство ценностей материальных и духовных. Открываются малые и большие предприятия, центры культуры, возрождаются кинотеатры. Оживление есть. Но в Караганде пока заметно возрождение лишь спортивного кластера. И это объяснимо. Традиции спортивного центра, заложенные с фундаментом первого в Центральном Казахстане Дворца спорта, здесь благодаря фанатам своего дела не утрачены. А кинотеатры отстают, они мало что могут предложить. Своя кинопродукция пока в телесериалах набирается опыта. Сеть международного лицензирования и обмена еще не получила широкого развития.
Театры в городе не стали властителями дум, их стремление стать интересными зрителю почти не обозначено и вчистую проигрывает телевизору и Интернету. Ну и впечатленное своей ненужностью творчество расстроилось и очень утратило в самооценке и, как следствие, в оценке публики. Конкуренция проиграна. Только не надо Интернет делать крайним. Филармония долго держала планку примерной активности, но и она стала уставать. Гастрольная сетка от сезона к сезону становится все более редкой. Гастроли, которые способны взволновать, стать культурным событием для города и побудить собственные силы к творческим взлетам, не случались уже давно. Как тут не вспомнить строгость нашей газеты в этом вопросе: «Облотдел искусств может и должен регулярно, а не от случая к случаю, приглашать на гастроли в Караганду мастеров искусств столичных театров. Таково требование наших зрителей, и с ним нельзя не считаться» (10 марта 1950 г.) «Карагандинский зритель ждет, что облотдел искусств позаботится о том, чтобы шахтеров Караганды обслуживали не случайные концертные бригады» (4 июня 1950 г.) И знаете, тогда это помогало – спустя три недели в Караганде целых два дня гастролировал самый популярный певец СССР, в газете об этой новости, почти не веря, читали 24 июня 1950 года.
Причем если концерт или спектакль шел в новом Летнем театре, для зрителей подавались специальные поезда. «К началу спектакля от Старого города отправляется поезд № 120 в 19 ч. 05 мин., прибытие в Н. город в 19.30. По окончании спектакля от Н. города отправление поезда № 101 в 0 ч. 30 мин.» (железнодорожную ветку от старого вокзала в районе нынешнего стадиона «Шахтер» до Старого города запустили в 1949 году).
Городской парк – это отдельная история. Он был заложен одновременно со строительством Нового города, в середине 30-х, и именовался поначалу Детским парком.
Галина ПОЛИЩУК,
выпускница СШ № 50
г. Караганды 1965 года
(Продолжение следует)