«Трасса открыта?» Это один из популярных вопросов, который интересует автолюбителей зимой. Проблема нехватки техники и рабочих в дорожной компании, которая ранее была ответственной за содержание автобанов, часто приводила к тому, что проезд между городами и селами закрывали. В заложниках оказывались сотни людей, которые сутками не могли покинуть снежный капкан и вернуться домой.
Такую картину на автомагистралях можно было наблюдать с завидной регулярностью. Штрафы на крупную сумму в адрес «виновника» не действовали, положение усугублялось.
После поручения Главы государства произошло слияние компаний – ТОО «Казахавтодор» вошло под крыло АО НК «ҚазАвтоЖол». Последние обещают учесть негативный опыт прошлых лет и подготовиться к предстоящему гололеду и буранам основательно. Тем более что перед ними поставлена четкая задача – обеспечить безопасное дорожное движение на автомагистралях. То, что происходило раньше, повториться не должно.
Как в Карагандинской области ведется работа в рамках подготовки к зимнему содержанию трасс республиканского значения, рассказали в филиале «ҚАЖ».
– У нас на балансе находятся 155 километров автодорог, – говорит начальник ДЭУ-46 Алибек Айсанов. – Специализированная техника имеется, но ее недостаточно. Каждый год выделяется финансирование на обновление автопарка. Если есть необходимость, то машины чинят в ремонтном цехе. Основное внимание уделяют «КамАЗам», автогрейдерам, погрузчикам. Чтобы избежать непредвиденных ситуаций на дороге, перед каждым рейсом проводят техосмотр. Всего для расчистки дорог от снега и наледи в регионе подготовили около 100 единиц техники. Чтобы укомплектовать автопарк, машины берут в аренду. На днях подпишут очередной договор на 31 единицу.
Островки тепла
Помимо этого дорожного эксплуатационного участка, расположенного в Пришахтинске, в области есть еще и другие. Они дислоцируются в разных районах, где проходит республиканская трасса. При этих службах имеются обогревательные пункты, где автолюбители, вызволенные из снежного плена, могут отдохнуть, поесть и согреться. Всего восемь таких островков.
Больше всего уязвимых участков на автомагистралях Караганда – Темиртау и Восточный обход. Когда бушуют метели, у коммунальщиков прибавляется забот. Чтобы минимизировать заносы, каждый год предпринимаются различные меры. В частности, по оси и краям трассы закрепляют криволинейные брусы. Периодически устанавливают переносные многоярусные щиты, предназначенные для снегозадержания. Когда выпадет снег, начнут обустраивать траншеи, возводить валы. А пока косят траву на обочинах и в труднодоступных местах, устанавливают зимние дорожные знаки, дополнительно вешают светодиодные маяки, обновляют разметку на проезжей части.
Когда сгущаются тучи
Всего на контроле дорожников региона – около 500 снегозаносимых участков. Когда объявляется штормовое предупреждение, там организуют круглосуточное патрулирование. Как пояснил инженер КОФ «ҚазАвтоЖол» Аскар Султанбеков, пока бушуют метели, спецтехника работать не может. Видимость за городом не больше 1 метра, поэтому люди ждут, когда отступит стихия. Но прежде чем начать расчистку, вызволяют людей, попавших в осадное положение.
– На автомагистралях первой категории проезд должен быть очищен от снега в течение двух-трех часов после бурана, – уточняет он. – И только потом техника полностью убирает трассу по всей ширине. А на автомагистралях второй категории допускается очистка проезжей части в течение пяти часов. Но этот регламент, как правило, очень сложно соблюдать. Дело в том, что автолюбители пренебрегают предупреждениями о надвигающейся непогоде и вопреки здравому смыслу покидают свои дома, застревают в пути, когда дорога закрыта. Запертые со всех сторон, они оказываются во власти стихии. И службы ЧС не всегда могут их вызволить, потому что сами дожидаются нашей помощи. А когда мы прибываем на место, то, как правило, сначала занимаемся буксировкой авто и только потом приступаем к своим непосредственным обязанностям. Когда выпадает аномальное количество осадков, наши рабочие дежурят круглосуточно. Работа ведется в режиме нон-стоп. Бывают форс-мажоры, когда стихия преобладает и с ней не поспоришь.
После того как расчищается проезд, контроль за исполнением работ «ҚАЖ» проводит передвижная лаборатория Национального центра качества дорожных активов по Карагандинской области. Инженеры проверяют, достаточно ли хорошо убран снег, лед. В конце октября у них начнется горячая пора, которая продлится до середины апреля.
В непогоду лучше не рисковать
Нынешней осенью, отмечают дорожники, по прогнозам синоптиков холода и серьезные заморозки придут в регион в начале ноября. К этому времени всем автолюбителям рекомендуют сменить летнюю резину на зимнюю и на трассах республиканского значения не превышать скоростной режим. Желательно ехать не больше 50 километров в час.
По словам главного инженера КОФ АО НК «ҚазАвтоЖол», для обеспечения безопасного движения на автомагистралях будет сделано все, что от них зависит. На базе имеется достаточное количество солярки, угля, противогололедного материала. На днях должны подвезти реагенты. Сейчас разрабатывается новая концепция по содержанию автобанов на ближайшие три года. Работа ведется по нескольким направлениям. А при возникновении внештатных ситуаций автолюбителям советуют звонить в единый call-центр АО НК «КазАвтоЖол» по номеру 1403.
Светлана СБРОДОВА
Фото Александра МАРЧЕНКО