Home Главные новости Как построить Новый Казахстан без коррупции? Ответ должна дать комплаенс-служба

Как построить Новый Казахстан без коррупции? Ответ должна дать комплаенс-служба

В ближайшем будущем в нашей стране может появиться новая профессия, которая поможет строить Новый Казахстан на принципах честности, прозрачности и добропорядочности. Круглый стол, посвященный комплаенс-службе, прошел в Караганде.

Комплаенс служба в Казахстане

Сформировать государство без коррупции

Это одна из задач комплаенс-службы. В нашей стране она существует уже несколько лет, однако четкого понимания механизма ее работы в государственном, квазигосударственном и частном секторах до сих пор нет. Что подразумевает собой данная система и в чем ее преимущества, обсудили во время круглого стола в Доме дружбы.

«Комплаенс» буквально означает соответствие. Соответствовать нормам и требованиям законодательства.

Это те правила игры, которые позволяют государственным и частным организациям работать в правовом поле, не нарушать законы и строить свою работу на принципах честности, прозрачности и добропорядочности. А это, в свою очередь, помогает избежать и коррупционных преступлений — хищений, нецелевого использования денежных средств и других.

О чем говорили на круглом столе? 

Одной из участниц прошедшего круглого стола стала основательница комплаенса в нашей стране – депутат Мажилиса Парламента РК Гульнара Бижанова. Она объясняет, что для Казахстана эта тема по-прежнему остается новой, и сейчас ее последовательно продвигают в различных законах, стараясь внедрить в деятельность как государственных, так и частных предприятий.

– Сегодня для нас очень хорошим примером является международный комплаенс. Внедрение этой системы позволяет предприятию, организации или субъекту бизнеса работать в правовом поле, не нарушать законы, соблюдать их требования, конституционные права граждан, своих работников. Для крупных предприятий, которые хотят быть в высшей лиге, иметь международные контракты, высший авторитет – это самый необходимый инструмент, – объяснила Гульнара Бижанова.

Руководитель областного департамента Агентства по противодействию коррупции Мурат Тюлеубаев рассказал, что за прошедшие годы с учетом международного опыта и стандартов тех стран, которые входят в десятку государств с самым низким уровнем коррупции, в систему антикоррупционной службы была введена превенция. Сегодня уже имеются соответствующие службы по анализу внешних коррупционных рисков, предупреждению коррупции, а также вопросам формирования антикоррупционной культуры и добропорядочности.

– Наше агентство принимает все меры по координации действующего закона по противодействию коррупции как в государственном и квазигосударственном, так и в частном секторах. И одно из важных направлений – антикоррупционный комплаенс. Сегодня нам важно понять, на каком этапе мы находимся, и как мы будем действовать дальше, – разъяснил Мурат Тюлеубаев.

В настоящее время во всех регионах страны ведется большая работа по внедрению комплаенса на различных предприятиях. Однако некоторые представители бизнес-сообщества считают, что это дорого. Депутат Гульнара Бижанова объясняет, что это гораздо дешевле, нежели штрафы, репутационные риски и уголовные дела, возбужденные в отношении менеджеров. Поэтому важно довести до собственников бизнеса необходимость этой структуры. Как она работает и что она на самом деле эффективна.

Появится ли новая профессия? 

Пока для нашей страны эта тема очень новая: нет такой специальности, как комплаенс. Она не внесена в квалификационный справочник, такой дисциплины нет в вузах, как и нет площадки для обучения ею, ни методики преподавания, ни образовательной программы. Однако в ближайшем будущем все может измениться.

– Для этого мы сейчас готовим законопроект. Планируем уже осенью начать над ним работать. Самое главное, надо понимать, что комплаенс является одной из самых гибких систем. Однообразное применение и подача знаний комплаенса в полном объеме невозможны. Здесь могут быть даны только общие базовые знания, но адаптивно эта система выстраивается в каждой отрасли бизнеса по- своему. Единого комплаенса быть не может. Кто-то должен больше уделять внимания экологическому комплаенсу, кто-то антимонопольному, кто-то в сфере недропользования, кто-то в плане трудовых взаимоотношений и так далее, – рассказала депутат Мажилиса Парламента РК.

Собравшиеся говорили и о том, что полностью ликвидировать коррупцию на сегодняшний день очень сложно. Мировая практика показывает, что пока это не удалось еще ни одному государству – ни в Европе, ни в Азии. Между тем одним из основных механизмов борьбы с коррупцией в нашей стране является превентивный. Для того, чтобы завтра люди не попадались на коррупционных преступлениях, сегодня проводится масштабная работа именно по предупреждению коррупции.

Несмотря на то, что антикоррупционный комплаенс институт новый, результаты его работы уже есть – организации проводят внутренний анализ коррупцинных рисков, выявляют коррупционные предпосылки и отображают их. А главным показателем эффективности системы в антикоррупционной службе называют сокращение зарегистрированных уголовных дел.

АВТОР Наталья ФОМИНА

ФОТО с сайта Freepik.com

Exit mobile version