Здесь, на территории аэропорта «Сары-Арка», построят первый в Казахстане топливозаправочный комплекс. Для подписания соответствующих документов в областной центр прибыла делегация из Урумчи.
Надо сказать, что китайский авиаборт С909 приземлился на нашу землю впервые. Аэропорты Караганды и Урумчи намерены развивать авиационные связи и совместно использовать инфраструктуру. А компания Petro China Kazakhstan будет поставлять сюда топливо, соответствующее мировым стандартам. Иностранную делегацию встретил аким Карагандинской области Ермаганбет Булекпаев. Он отметил, что топливозаправочный комплекс усилит транзитный потенциал региона и создаст новые экономические возможности:
– Это новый уровень доверия и партнерства между нашими странами. Президент поставил задачу по развитию аэропорта. Строительство комплекса – важный шаг в этом направлении. Учитывая потенциал нашей воздушной гавани, начата активная работа по преобразованию аэропорта в континентальный мультимодальный аэрохаб. Более того, «Сары-Арка» уже сегодня способна обслуживать до 50 тысяч тонн грузов в год. В следующие четыре года этот показатель вырастет до 200 тысяч. И уже в ближайшем будущем мы сможем обслуживать крупнейшие воздушные суда, обеспечивая их качественным авиатопливом по международным стандартам.
Также глава региона подчеркнул, что Караганда в сочетании с расширяющимся потенциалом портов на Каспии становится важным звеном в международной логистике от Китая до Европы. Проект открывает новые логистические и инвестиционные горизонты для всей Центральной Азии.
Стоит отметить, создание ТЗК для приема, хранения и заправки авиатопливом марки Jet A-1 будет вестись в три этапа. Первый – проектирование, строительство основных узлов технологического оборудования и трубопроводов плюс модульное управление процессами. Технический ввод намечен на начало следующего года. На втором появятся резервуар вместимостью 2000 кубических метров и комплексное здание для персонала лаборатории, сменных работников и инженерно-технического состава. С этим должны управиться до конца 2026-го. Третий этап – увеличение объема склада на 2000 кубометров. Срок – третий квартал 2027 года.
Для реализации проекта создано совместное предприятие Silkway Aviation Airport Development (Silu Hangkong), учрежденное китайскими компаниями и казахстанской ASG (учредители – Тимур Турлов, Ерлан Оспанов и Руслан Габбасов).
Оборудование и технологические решения проектируются с учетом европейских стандартов JIG, EI, AFQP. Стратегическим партнером в обеспечении топливом марки Jet A-1 является компания Petro China.
– Это не только запуск нового инженерного проекта, но и важная веха в углублении энергетического сотрудничества между нашими странами и расширении взаимодействия. Топливо является ценнейшим ресурсом, которое обеспечивает безопасность авиационных перевозок. Аэропорт «Сары-Арка» – один из главных воздушных ворот страны, обладает уникальными географическими преимуществами. Строительство ТЗК укрепит торгово-экономическое сотрудничество Казахстана и КНР. Наша компания имеет почти 60 представительств во многих странах. Мы заинтересованы в быстром развитии авиационной инфраструктуры в Казахстане, – сказал генеральный директор Petro China International Kazakhstan Ltd Гэн Цзянь.
Аким области Ермаганбет Булекпаев и члены китайской делегации приняли участие в церемонии закладки камня под строительство топливозаправочного комплекса.
Также были подписаны соглашения о поставках авиатоплива Jet A-1, развитии авиасообщения между городами и координации грузопотоков.
Совместное предприятие Silkway Aviation Airport Development займется не только снабжением топливом, но и организацией мультимодальных перевозок грузов из Китая в Европу через Казахстан.
Комплекс откроет нашей стране доступ к новым транзитным маршрутам и инвестициям. А сама Караганда станет ключевым звеном в логистике между Китаем и Европой. Впереди создание полноценного Karaganda CargoCity. То есть наш регион трансформируется, занимая важное место в мировой авиационной инфраструктуре.
– Сейчас идет новый этап развития аэропорта Караганды. И начинается он именно с ТЗК под топливо иностранной марки Jet A-1. Это первый шаг в масштабных преобразованиях. Впереди у нас мастер-план, который покажет, что нужно модернизировать в аэродромной части, терминальной и т.д. Пока у нас используется топливо марки ТС. Jet A-1 – международный стандарт. Цены на горючее надо снижать, а сделать это можно, только насытив рынок. Мы планируем создать региональный CargoHub. Это некий симбиоз между авиакомпаниями и аэропортовой инфраструктурой. Хаб будет развиваться в ближайшие 20-30 лет. Грузы по нашему Евразийскому континенту идут в основном из Китая в Европу и на Ближний Восток. Мы, находясь посередине этого маршрута (One Belt One Road), будем в него встраиваться, – пояснил Ерлан Оспанов, учредитель JET FUEL SERVICE.
Современный ТЗК позволит расширить географию полетов, увеличить количество рейсов, создать новые рабочие места. Горючее будет поставляться по железной дороге, заливаться в емкости для хранения и уже оттуда топливозаправщиками подаваться в самолеты.
По словам Ерлана Оспанова, ТЗК – не просто заправка. Это часть новой логистической архитектуры региона, шаг по созданию полноценного Karaganda CargoCity, центра притяжения грузопотоков и новых маршрутов. Таким образом, мы видим не только трансформацию аэропорта Караганды. Меняется и сама роль Казахстана в мировой авиационной логистике.
Кирилл ВАСИЛЬЕВ
Фото Жангелді ӘБДІҒАЛЫМОВА