back to top
-12.1 C
Алматы
Понедельник, 23 декабря, 2024
No menu items!
ДомойГлавные новостиИспытание напряжением: продукции из Сарани доверяют энергосистемы, железные дороги и метрополитен

Испытание напряжением: продукции из Сарани доверяют энергосистемы, железные дороги и метрополитен

Защитный экран, питание, электричество. Наверное, здесь речь пойдет о гаджетах, подумаете вы. И будете неправы. Ведь все вышеперечисленное связано с изготовлением кабельных муфт. В Казахстане их выпускает единственное предприятие.

ТОО «Sigma Corporation» возникло относительно недавно, в 2021 году. За короткий срок компания сумела зарекомендовать себя как надежный поставщик так называемой кабельной арматуры. Эта продукция разлетается по всей стране и применяется в различных сферах. Муфты используются в телекоммуникационной, железнодорожной отраслях, на промышленных предприятиях, и, конечно же, они нужны электрораспределительным компаниям.

– История нашего предприятия тесно связана с ТОО «Kazcentrelectroprovod». Я проработал там более 25 лет. Тогда в компании было три направления – телекоммуникационное, железнодорожное, энергетика и электрика. Последнее послужило основой для создания нового производства. Так и появилась компания ТОО «Sigma Corporation». Здесь занимаются не только выпуском, но и разработкой продукции. Мы – клиентоориентированное предприятие. И муфты изготавливаем, учитывая пожелания потребителей. К примеру, наши усилия направлены не только на качество арматуры, но и на упрощение процесса ее монтажа, – подчеркивает директор ТОО «Sigma Corporation» Тахир Мажитов.

К слову, о клиентах. Среди них такие казахстанские гиганты, как «Kazzinc», ТОО «Корпорация «Казахмыс», крупные металлургические комбинаты, группа компаний ERG, АО «НК «Қазақстан темір жолы». Муфты нужны и городским электросетям. Почти все областные центры страны закупают их у саранского предприятия. Только вот почему-то ТОО «Қарағанды Жарық» не спешит использовать продукцию отечественного и проверенного производителя. На вопрос, а в чем же причина, могут ответить, наверное, только сами энергетики.

– Мы предлагаем лучшее соотношение цена-качество. Периодически участвуем в тендерах. Даже с официальным письмом обратились. Когда-то им поставлял продукцию KCEP. Возникали некоторые вопросы, но не по качеству. Просто технологии тогда немного отличались от тех, что использовали в ТОО «Қарағанды Жарық», – объясняет Т. Мажитов. – Наша продукция уходит в Актау, Астану, Алматы, Актобе, Уральск, Костанай, Петропавловск, Кокшетау, Усть-Каменогорск, Талдыкорган. Энергетики, связисты, железнодорожники – все работают с нами. Там, где есть кабель, нужна и муфта.

Соединяя линии

Что из себя представляет этот «гаджет» и для чего предназначен? Есть разные виды муфт: для силовых, гибких кабелей, для контрольных с ПВХ-изоляцией. Бывают и железнодорожные (подземные). Кроме того, ТОО «Sigma Corporation» производит ремонтные комплекты. Кстати, класс напряжения этой продукции – до 35 киловольт. В целом муфты нужны для соединения кабелей в одну общую линию или для их подключения к электрическим установкам либо воздушным линиям электропередачи. Например, бытовой прибор с напряжением 220 вольт можно просто включить в сеть, но если мы имеем дело с напряжением от 1000 вольт и выше, то это уже делается через муфту.

Наверное, многие из нас видели, как электрик восстанавливает поврежденный провод какого-нибудь прибора. Дефектный участок отрезается, концы зачищают, а потом соединяют между собой. И это место «перебинтовывают» изоляционной лентой. Точно так же могут чинить кабели высокого напряжения, только соединяют их между собой не напрямую, а через муфту. Она в данном случае выступает не только как скрепляющий элемент, но и как изоляционный.

– Тут коробки, в которых упакованы комплекты. То есть продукцию мы поставляем в разобранном виде. Вот здесь у нас тройниковые муфты для железной дороги, соединительные – для связистов, силовые – для энергетиков. Муфта представляет собой корпус, внутри которого изоляционные материалы и проводниковая часть. Допустим, лопнул кабель, его надо восстановить. Специалист распаковывает наш комплект, проверяет, соответствует ли он типу коммуникации и приступает к ремонту. В коробке есть пошаговая инструкция для монтажа, там все расписано и показано с помощью картинок, – поясняет Вадим Гужвин, инженер-конструктор ТОО «Sigma Corporation».

Он отмечает, что проводниковая часть муфты покрыта защитным металлическим экраном. Он, кстати, есть и внутри самих кабелей. Такая оболочка нужна для электробезопасности. К примеру, кабель проходит по железной поверхности и его «пробило». Напряжение попадет на металл, прикоснувшись к которому человек может погибнуть. Экран же в таких случаях берет удар на себя, спасая работнику жизнь. Поэтому и муфту тоже экранируют. К слову, такая оболочка еще и обеспечивает симметрию электрического поля вокруг жил силового кабеля.

Проверка на прочность

Но вернемся к муфтам. Корпуса для них отливают на специальном оборудовании – термопласт-автомате. Сырье в виде полимерных гранул засыпается и плавится. А потом этой жидкости придают определенную форму, то есть происходит литье под давлением.

– А здесь изготавливают проводниковую часть муфты, – проводит экскурсию по предприятию Вадим Гужвин. – К нам поступает медная проволока. Мы ее проволачиваем, то есть сужаем до нужного диаметра. Потом она идет на линию лужения. Там ее покрывают оловянно-свинцовым припоем. Процедура защищает медь от окисления и улучшает контакт с другими металлами. Когда изоляционная и проводниковая части готовы, они поступают в другой цех, где происходит сборка комплектов. А тут у нас лежит готовая партия изоляторов для кабелей. Их мы отправим в город Курчатов, где находится АО «Парк ядерных технологий», с которым у нас подписан меморандум о сотрудничестве. Там проведут так называемую вулканизацию этих изоляторов.

Она нужна для того, чтобы сделать изделия термоусадочными. Чтобы изолятор хорошо «сел» на кабель, монтажник его нагревает газовой горелкой. Обычный пластик при такой процедуре расплавится. А вулканизация этого не допускает. Она делается двумя способами: химическим или посредством быстрых электронов. С помощью последних и облучают изоляторы в Курчатове. Там стоят специальные ускорители электронов. После вулканизации пластик при нагревании не расплавляется, а становится как резина.

Изготавливают в ТОО «Sigma Corporation» и релейные блоки для железных дорог.

– Специально нашими конструкторами были разработаны электрические схемы, проведена опытная эксплуатация на самих ж/д путях и в различных институтах, в том числе и во Всероссийском научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта в Москве. У нас ведь с соседним государством единая железнодорожная сеть и требования по безопасности. Блоки предназначены для диспетчеризации. Они участвуют в управлении стрелками, семафорами. В общем, это безопасность и автоматизация процессов на железной дороге, – объясняет наш собеседник.

Есть у предприятия и своя лаборатория. Там проводятся циклические испытания кабельной арматуры. В этом помогают специальные установки. Одна из них вырабатывает до 110 тысяч вольт. Таких агрегатов в странах СНГ только два: в России и здесь. Есть, кстати, у ТОО еще одна испытательная установка, но она способна выдавать напряжение только до 70 тыс. вольт. В лаборатории муфты проверяют на герметичность, прочность и качество. Для этого им создают давление маслом, воздухом и даже «топят».

– У нас тут ванна с водой, в нее погружают два соединенных через нашу муфту кабеля. Вот сейчас вы муфту не увидите, она как раз под водой. Имитируем затопление. Испытание занимает 230 дней (если по 16 часов считать). Как все это выглядит? В течение двух часов пропускают настолько сильный ток, что кабель нагревается до 90 градусов. Конечно, воздействие оказывается и на муфту. Затем сильный ток отключают и сразу же подают напряжение послабее. Под ним кабель лежит 8 часов. А потом это напряжение снимают и снова «греют» кабель мощным током. И так – 200 раз. Это испытание имитирует срок службы кабеля. Его «мучают» высоким и низким напряжением, – рассказывает Вадим Гужвин.

Всем процессом управляют удаленно, из специальной кабинки.

Высокое доверие

Стоит отметить, что предприятие нацелено не только на импортозамещение, оно еще и экспортно ориентировано. В компании активно работают над расширением рынка сбыта. Для этого принимают участие в международных выставках. И продукция ТОО «Sigma Corporation» востребована в соседних государствах. Поставки налажены в Кыргызстан, Узбекистан, РФ.

– В той же России нашими клиентами являются такие компании, как «Лукойл», «РЖД», Московский метрополитен. Саранские муфты эксплуатируются на маршрутной линии «Московское центральное кольцо» как продукт повышенной надежности. И это несмотря на то, что в РФ есть предприятия, изготавливающие такую продукцию. То есть нам доверяют, – гордится Тахир Мажитов, директор ТОО «Sigma Corporation».

Говоря об объемах, он отмечает, что компания в год может выпустить до 50 тысяч изделий. В прошлом году было реализовано 28 тысяч. Сырье для производства приобретают как в Казахстане, так и за рубежом. К примеру, медную проволоку поставляет корпорация «Казахмыс». Что-то берут в странах Европы и Восточной Азии. Оттуда же завозили и оборудование. Часть комплектующих закупается, остальное производит само предприятие. Казахстанское содержание при этом зависит от изделий и колеблется от 50 до 70 процентов.

Пользуется ТОО и государственными мерами поддержки.

– Получили одобрение фонда «Даму» на льготное кредитование (пополнение оборотных средств). Прорабатываем и вопрос получения преференций со стороны государства. Хотим компенсировать часть затрат, связанных с экспортной логистикой, участием в зарубежных выставках и торгово-экономических миссиях. Также надеемся, что удастся покрыть вложения по аттестации кабельной арматуры в «Россети». Планируем поставлять муфты для городских распределительных сетей РФ. А там жесткие требования: должна быть аттестация. Сейчас инвестируем в эту задачу. Процедура недешевая, – делится планами Тахир Мажитов.

Наш собеседник подчеркивает: предприятий, которые выпускают аналогичную продукцию, не так много даже в странах СНГ. На саранском ТОО трудятся 50 человек. Для них создаются все необходимые условия.

Между тем на достигнутых результатах предприятие останавливаться не собирается. Уже запущен проект по изготовлению кабельной арматуры, где класс напряжения более высокий – 110-220 киловольт. Процесс этот трудоемкий, требующий времени и инвестиций. Но в ТОО «Sigma Corporation» смотрят в будущее уверенно.

Кирилл ВАСИЛЬЕВ

Фото ТОО «Sigma Corporation»

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

В 2025 году в Караганде благоустроят больше дворов, детских и спортивных площадок

Радостной новостью с жителями областного центра поделился градоначальник Мейрам Кожухов. Он озвучил сумму, которую выделят на проект «Бюджет народного участия», который показал свою...

Карагандинская теннисистка выиграла турнир «ТОП-12»

Лидер женской сборной РК по настольному теннису Зауреш Акашева вновь доказала, что она достойна медали высшей пробы. Как сообщает Федерация настольного тенниса Казахстана, в...

41 село Карагандинской области улучшили по проекту «Ауыл – Ел бесігі»  

В Карагандинской области в этом году спецпроектом «Ауыл – Ел бесігі» был охвачен 41 сельский населённый пункт, где проживают 67 тысяч человек. В них...

В Караганде изменили схему движения на одном из оживленных перекрестков

Для обеспечения безопасности и пропускной способности автотранспортных средств на пересечении улиц Гоголя - Космонавтов изменена схема дорожного движения. Как отметили в отделе коммунального хозяйства,...

Три серебряные и столько же бронзовых медалей выиграли карагандинские старшеклассники на республиканской олимпиаде

Ребята из сельских школ блеснули знаниями по предметам общественно-гуманитарного направления. Второй год Министерство просвещения проводит это интеллектуальное состязание. Оно призвано создать оптимальные условия для...

Неподалеку от Балхаша чуть не замерз дальнобойщик из Турции

У большегруза произошла поломка, и водитель не смог самостоятельно ее устранить. Он обратился за помощью к службе спасения. По данным пресс-службы МЧС РК, вчера, 22...