back to top
-4.1 C
Алматы
Воскресенье, 24 ноября, 2024
No menu items!
ДомойГлавные новостиГазета – как природное явление: хочешь не хочешь, все равно случится

Газета – как природное явление: хочешь не хочешь, все равно случится

Это не только творчество, но и самое настоящее производство. Речь о типографии, где выпускают полиграфическую продукцию, в том числе периодические издания.

«Индустриальная Караганда» уже много лет печатается в «Арко». Это предприятие возникло в Караганде в 1996 году на базе ПО «Полиграфия». К слову, одного из лучших в Казахстане. Тут печатались и районные газеты. В советское время эта государственная типография оказалось передовой в плане развития технологий. Она стала первой применять офсетную печать.

– Были распространены тогда два способа печати – высокая и офсетная. В советское время в основном работали на линотипах. Весь процесс можно сравнить с литейным производством.

Линотип – сложная машина, использующая свинцовый сплав для отливки строк. Для этого создавались специальные формы – матрицы. В них заливался металл. На получившуюся строку наносили краску и под большим давлением прижимали к бумаге, на которой оставался оттиск. Такова была технология высокой печати. Те, кто работал на линотипах, получали доплату за вредность, – объясняет Сергей Галкин, заместитель директора по производству типографии «Арко».

Весь процесс был очень трудоемким и затратным. На смену ему постепенно стала приходить офсетная печать. Макеты газетных страниц создавались на фотопленках, а затем переносились на алюминиевые пластины. С их помощью идет оттиск на бумагу. Да и сам процесс уже выглядит по-другому. Если при высокой печати форма соприкасалась непосредственно с бумагой, то при офсетной в этой схеме участвует «посредник».

– На алюминиевой пластине, по сути, изображено то, что будет на газетной полосе. Как все происходит? Есть большая печатная машина, в ней расположены цилиндры. На одни накручиваются алюминиевые пластины, на другие – бумажный рулон. Между этими цилиндрами расположен еще один, покрытый материалом по типу резины. Все эти валы начинают вращаться. На цилиндр с алюминиевой пластиной подаются краска и вода. Краска заполняет печатные элементы (сами буквы), а жидкостью смачиваются пробельные элементы (пробелы в текстах). Вода отталкивает краску от тех мест, где ее быть не должно. И вот цилиндр с пластиной, на которой краска, передает оттиск на вал с резиной, а тот – на бумагу. В этом заключается технология офсетной печати, – рассказывает С. Галкин.

Такой способ – более щадящий: форма быстро не изнашивается, идет равномерное заполнение всех печатающих элементов. Да и самой машине не требуется такой большой мощности, как при высокой печати. К преимуществам офсетной технологии можно отнести и низкую цену за единицу продукции. Большие тиражи при этом изготавливаются за короткий срок, а качество остается высоким. Этот метод печати гарантирует отличную передачу полутонов и оттенков.

Сам процесс автоматизированный, но не автоматический. Это значит, что за всем следит человек. К примеру, вода в машину подается тоненькой струйкой. Если чуть увеличить напор, то тогда жидкость перехлестнет элементы, смешается с краской, и цвета «смажутся» – черный может стать серым.

– Офсетная технология очень серьезная. Она начала развиваться с 60-х годов прошлого века, а в Союзе – с 80-х. Карагандинская область в это время стала одним из лидеров офсетной печати. Чтобы ее освоить, люди обучались работать на фотонаборных автоматах, закупалось соответствующее оборудование. Кстати, образовавшись в 1996 году, мы продолжали трудиться на тех агрегатах. А уже с начала 2000-х стали заниматься переоборудованием типографии. Закупили современные машины, в том числе и для листовой печати. Первыми предложили возможность выпускать газеты форматом А2. В те годы в регионе наша типография вышла в лидеры газетной печати. Этот период совпал с бурным развитием издательского дела в Караганде. Появилось множество газет, – вспоминает наш собеседник.

От старого – к новому

Современное оборудование тогда имела не каждая типография, и потому заказов у «Арко» было хоть отбавляй. Сумасшедшим тиражом (на всю республику) выходили и рекламные газеты крупных торговых сетей. Внушительными объемами издавались районные и городские газеты. Стало больше коммерческих изданий. У «Арко» появлялись конкуренты, другие типографии. Надо сказать, что с увеличением количества печатных изданий повышался уровень мастерства сотрудников типографии.

– В этот период все учились: дизайнеры, верстальщики. Начинали понимать, что такое черный цвет, что такое – белый. Каким должен быть минимальный шрифт на выворотке. Менялись наборные технологии. Например, вывод на фотопленку появился только в начале 2000-х, до этого копировали с бумажных оригиналов через репродукционный фотоаппарат. Потом появились хорошая копировальная рама и фотонаборный аппарат. Но монтаж пленок – очень трудоемкая операция. Специалисты работали по ночам с большим напряжением для глаз. Поэтому купили сначала одну фотонаборную систему. А уже в 2017 году приобрели другую, барабанного типа, более современную. Ею сейчас и пользуемся. Она позволяет выводить макет сразу на алюминиевую пластину, – говорит Сергей Галкин.

Он вспоминает, что когда-то в далекие годы газета создавалась в голове ответсекретаря редакции. Существовали специальные бланки макетных листов, нумерация колонок была в «квадратах» – полиграфических единицах. Ответсекретарь все просчитывал (к примеру, количество и высоту колонок). Макет ограничивался железной рамкой, за которую ничего не должно выходить. Затем этот лист вместе с листами набора передавался в типографию. Там присутствовали дежурный редактор, корректор. Они проверяли правильность набора (набирали-то тогда в типографии), расположение материалов. Это была совместная работа типографии и редакции. И происходило все, как правило, по ночам. Процесс сам по себе долгий, вычитки производились не один раз. Потом редактор подписывал полосы, они шли на матрицирование. Затем получившиеся формы ставили на печатную машину (высокой печати), делались оттиски. Процедура была отработана до мелочей и существовала десятилетиями.

– И только на рубеже нашего века пошли, можно сказать, революционные изменения. В 2000-х все процессы по допечатной подготовке файлов редакции уже делают самостоятельно. Дизайнеры и верстальщики тогда учились, повышали свое мастерство. Иногда возникали трудности. Бывало, «слетали» шрифты, не хватало специфических букв. Некоторые шрифты были самодельными. Если такие попадали в типографию, то весь текст мог посыпаться. В общем, это был период профессионального роста технических сотрудников. Известны случаи, когда корреспонденты «старой гвардии» не хотели набирать текст на компьютере, считая, что это отрицательно сказывается на творческом процессе. То есть сначала материал печатался на машинке, а потом переносился в «комп». Но время не стоит на месте. Технологии совершенствовались, процессы автоматизировались, уже не требовалось большого количества людей для выполнения определенных операций. И сейчас, по сути, типография напоминает гигантский принтер – пришел файл, кнопочку нажали, с компьютера на пластину изображение вывели и отправили на печать, – констатирует замдиректора по производству.

Многостаночники

Золотыми годами типографии, когда шло бурное развитие, он называет период с 2000-го по 2016 год. Большое количество заказов, спрос на полиграфическую продукцию позволяли предприятию модернизироваться, закупать новые машины, совершенствовать технологические процессы. К слову, «Арко» пользовалась мерами государственной поддержки. Например, некоторое оборудование приобретали через фонд «Даму». Агрегаты завозили из Германии, Чехии, Китая, Индии. А материалы для изготовления продукции закупали как у отечественных, так и у зарубежных поставщиков.

Параллельно с выпуском газет развивали и другое направление – листовую печать. Это плакаты, афиши, пригласительные, календари, грамоты, благодарственные письма и многое другое. Также типография изготавливала книги, учебники. Их, кстати, не только склеивали, но и прошивали. Это «фишка» от «Арко». Занимаются здесь и так называемой печатью переменных данных. К ним относятся различные квитанции, в том числе и об оплате коммунальных услуг.

– Есть у нас возможности цифровой, струйной и трафаретной печати. Нами была закуплена автоматическая линия, которая к книгам приклеивает обложки. Любой человек или коллектив, написавший книгу, может у нас ее напечатать. Мы выпускали учебники, труды известного казахского писателя Медеу Сарсеке, на двух языках было отпечатано произведение первого Президента страны «Казахстанский путь». Если говорить о газетах, то у нас выходят районная, областная и республиканская периодика. С 2016 года объем заказов стал уменьшаться, особенно «просели» газеты. В Караганде их тиражи упали раньше, чем в том же Темиртау. В областном центре вдруг исчезли газетные киоски. Конечно, это отрицательно сказалось на тиражах и реализации коммерческих изданий, – рассказывает С. Галкин.

В таких условиях типография «Арко» осталась одной из немногих в регионе, сохранивших технологические возможности. Другие аналогичные предприятия закрывались или перепрофилировались. К примеру, стали специализироваться на выпуске различных бумажных упаковок. В мире сужается и ассортимент полиграфических материалов и оборудования. Их производители переходят в другие отрасли. Например, компания, выпускавшая печатные машины, теперь производит бензоколонки. Большое количество заказов позволяет предприятиям модернизироваться. При маленьких объемах производства сделать это труднее.

Кадры и технологии решают все

В «Арко» сохранился костяк высококвалифицированных профессионалов, верных своему делу. Это печатники, переплетчики, резчики, дизайнер, корректор, специалист по допечатной подготовке, технологи. Типография живет, потому что живут кадры, считает Сергей Галкин. Много людей тут проходили обучение, повышали свое мастерство. На предприятии присваивали разряды. Сейчас здесь трудятся около 50 человек. Держаться на плаву помогает и имеющееся оборудование.

– Мы остаемся типографией, располагающей технологическим потенциалом, можем почти все. На существующем оборудовании способны выполнять большой объем заказов. Они к нам поступают из многих городов, в том числе Астаны и Алматы. Когда-то вагон бумаги у нас уходил за неделю, теперь же его хватает почти на полгода. Обидно, конечно, за печать. Помню, еще в советское время в номенклатурных кругах любили говорить: «Тебя не будет, меня не будет, а газета выйдет!» Считалось, что газета – как природное явление: хочешь не хочешь, все равно случится. Это часть культуры многих стран. Думаю, газетам стоит бороться за своего читателя. Можно заметить, что сократилось количество мероприятий, поддерживающих подписку. Некоторые издания дают возможность бесплатно скачать свою PDF-версию. По моему мнению, то, что достается даром, меньше ценится. А ведь коллектив редакции проделывает большую работу, – убежден наш собеседник.

Он считает несправедливым и то, что некоторые блогеры, наспех выдавшие информацию (порой необъективную), становятся популярнее, чем профессиональный коллектив печатного издания. В цифровой век конкурировать в медиапространстве нелегко. Но газета по-прежнему занимает свое, достойное место.

Кирилл ВАСИЛЬЕВ

Фото Асета КОБАСОВА

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

В Абайском районе планируют начать добычу баритовых руд

Делать это будет компания «ГПРК» на месторождении Жалаир в Абайском районе. Исходя из горно-геологических условий, отработка баритовых руд планируется открытым способом. В год должны...

«Дети не хотят идти домой!» – в новой школе Караганды учебный процесс проходит легче...

Около десяти тысяч шагов проходит за рабочий день исполняющая обязанности директора школы № 19 Гулдана Асамиданова, передвигаясь только по своему учебному заведению и четко...

В Караганде прошел областной слет молодежи

Главная тема мероприятия - выбор будущей профессии старшеклассниками и студентами. Так, всего за один день ребята со всех уголков региона посетили несколько промышленных предприятий. Для...

Стала нашим другом

Газета «Индустриальная Караганда» - это важный информационный источник для жителей региона. Она охватывает широкий спектр тем, включая новости общественной жизни, экономики, культуры, а также...

Свежий номер за 23 ноября

Скачать файл

Каждое имя — подвиг: в Караганде появилась Аллея героев

В честь 100-летия со дня рождения первого министра обороны Казахстана, генерала армии Сагадата Нурмагамбетова на территории войсковой части 31775 регионального командования «Астана» была открыта...

В Караганде побывала делегация специалистов из Китайско-японской больницы Цзилиньского университета

На встрече с акимом области Ермаганбетом Булекпаевым обсуждались перспективы сотрудничества в здравоохранении. – Карагандинская область – это не только индустриальное сердце Казахстана, но и...