Разнообразие жанров, множество оттенков, необычное в повседневном, новые имена – в областном музее изобразительного искусства проходит третья отчетная выставка возрожденного фотоклуба «Караганда».
Сложные слова – глубокие смыслы
Каждая экспозиция носит весьма не обыденные названия. Первую организаторы «окрестили» «Экстраполяцией», вторую – «Интерполяцией». Нынешнюю встречу мастеров и ценителей фотоискусства назвали «Аппроксимацией». Как объяснит Тимур Кудеринов, один из руководителей фотоклуба, в повседневной жизни этот термин обозначает обобщение ряда событий, имеющих одинаковый посыл:
– За три года существования мы пережили многое, впрочем, как и все горожане, проводили творческие встречи и выставки в условиях пандемии. «Аппроксимация» закрывает трехлетний цикл становления фотоклуба «Караганда». Мы чтим, храним достижения прошлого, и настроены развивать художественную фотографию в нашем городе, а кто знает может и во всем Казахстане. Как говорится, плох тот солдат, что не мечтает стать генералом. У нас очень много планов, идей, и мы будем их реализовывать.
Чьи работы представлены на выставке?
На выставке представлены как именитые мастера фотографии, так и новички. Клуб расширяется, соответственно, в выставочном зале остается все меньше места. Например, если на первой совместной выставке были представлены 114 работ 22 авторов, для нынешней экспозиции были отобраны 182, созданные 36 «карагандинцами». Кстати, их география не ограничивается только границами шахтерской столицы.
Как отметил Тимур, среди членов клуба есть представители других регионов Казахстана и даже дальнего зарубежья. Например, Болат Аймагамбетов, идейный вдохновитель возрождения творческого объединения, сейчас живет в Польше.
Кто выбирал работы для выставки?
Портреты, пейзажи, street-фотография, проектные работы — кто решает, что именно из огромного множества кадров достойно представлять фотоклуб? На протяжении трех лет это прерогатива его художественного руководителя Юрия Варыгина. Его имя известно далеко за пределами Казахстана — он является заслуженным художником Международной федерации фотоискусства (ЕFIAP), участником 400 выставок, проходивших в 41 стране мира и 6 республиках Советского Союза, лауреат и дипломант 159 из них, обладателем 90 золотых, серебряных и бронзовых медалей и премий.
Он объяснил, что для этого нужно учесть множество факторов:
– Когда я обучаю своих учеников, всегда говорю, чтобы они обращали внимание на то, сколько вопросов должен поставить перед собой фотограф, прежде чем что-то снять, и рассчитать технических, этических, психологических аспектов. Я видел тысячи различных фотографий, так как был членом жюри различных, в том числе международных выставок, и знаю, что такое хорошо и плохо. Отбор осуществляется исходя того, чего я достиг, как понимаю фотографию. «Караганда» – это разные люди с разной степенью подготовки. Но, отметил Юрий Варыгин, существует определенный уровень, ниже которого нельзя опускаться. А потому порой приходиться быть достаточно жестким.
Сам художественный руководитель представил семь работ. В их числе — роскошные пейзажи «Супрематизм маленького озера», «Туманное утро», «Розовый вечер» и полиптих «Цвет архитектуры». Последнее — яркий пример того, как увидеть необычное в повседневном. Сочетание оранжевого, красного, черного, белого и немного синего — не более чем обшивка фасада столичного супермаркета «Ramstore» и кусочек неба.
Польские картины, монгольские пейзажи…
Находящийся в настоящее время в тысяч километрах от своих друзей Болат Аймагамбетов в очередной раз подтвердил свою славу мастера street-фотографии. Его черно-белые образы польских Варшавы и Жешува заставляют мечтать о путешествиях («Наперегонки», «Когда есть друг с гитарой», «Зачем ему зонт», «Веселый шарманщик», «Мелодия ушедшей молодости»). Равно как и виды Монольского Алтая, руин храма Аполлона, пустыни Гоби, мечети Айя-Софии Виталия Шуптара. Наполнены энергией движения работы Бориса Копылова и Тахира Мухтарова, тему правды жизни, как обычно, поднимают Виктор Майский и Валерий Калиев.
Талантливые дебюты
Не отстают от маститых мастеров объектива новички. Макроснимки степного тюльпана, пары жуков-нарывников, степного ковыля Татьяны Ломоносовой говорят о том, сколько силы и красоты заключает в себе хрупкое и малое. А «Удивительность» Романа Пенькова привлекла внимание участников вернисажа, в первую очередь потому, что, в выставочном зале находилась его маленькая модель — почти трехлетняя Тина Лыгина, которую за невероятно рыжий цвет волос и коммуникабельность называют сказочной девочкой.
Автор фотографией увлекся три года назад. Заявку на вступление в клуб подал совсем недавно. Тот факт, что его работы были отобраны на выставку, автоматически обеспечил молодому человеку членство в «Караганде».
– Родители Тины мои соседи. Работать с ней пришлось долго — на тот момент ей было два с половиной годика. А ей нужно было за одну минуту сделать очень многое — и потрогать шарики, и потанцевать, и поплакать, поэтому приходилось ловить удачный кадр. В общей сложности я сделал 500 снимков, из которых отобрал только 15, – рассказал Роман.
По его словам, выделить кого-то особо из участников выставки довольно-таки сложно — из-за множества талантливых фотографов и интересных работ, от которых получаешь визуальное удовольствие. Самое главное, говорит Пеньков, это прекрасная возможность открыть для себя что-то новое и полезное для дальнейшего самосовершенствования.
АВТОР Асель ЖЕТПИСБАЕВА
ФОТО Александр МАРЧЕНКО