Правильно ли государство рассчитало сумму, положенную малообеспеченным категориям граждан из фонда всеобуча на то, чтобы подготовить своего ребенка к школе? Можно ли одеть его, а также прикупить рюкзак и канцелярские товары, уложившись в 40 тысяч тенге? Продавцы, участвовавшие в выставке-продаже ученической формы, старались это доказать, предлагая свой товар по ценам ниже рыночных.
С 1 августа во всех регионах Карагандинской области в рамках акции «Дорога в школу» проходят ярмарки, где есть возможность приобрести ученическую форму, обувь, рюкзаки и канцелярские принадлежности по сниженным расценкам. Таким образом управление образования совместно с местными исполнительными органами и Палатой предпринимателей «Атамекен» решило помочь родителям собрать к новому учебному году своих детей быстро и централизованно. В качестве площадки на этот раз выбрали торговый дом «GRAND STORE». Правда, мало кто из местных производителей оказался заинтересован в этом мероприятии, несмотря на широкомасштабную рекламную кампанию. В узком коридоре на втором этаже разместилось всего несколько столиков – в основном с товаром чулочно-носочных фабрик и три прилавка с формой. Обещанных канцелярских принадлежностей не было вовсе. Покупатели, ориентировавшиеся на рекламу, по большей части уходили разочарованными.
Тем не менее участники ярмарки старались как могли. Здесь, как и было обещано, представляли свой товар только отечественные производители. Пожалуй, самый обширный ассортимент оказался у мини-цеха ИП «SultanA». На их прилавке можно было найти сарафаны и юбки для девочек, брюки и рубашки для мальчиков, а также спортивные костюмы, курточки, бомберы отличного качества.
– Школьную форму мы начали шить только полтора месяца назад, к сезону, так что это наш дебют, – рассказала предпринимательница Жулдыз Агиманова. – До недавнего времени мы специализировались на продажах розничного товара – женской, мужской и детской одежды из Турции. А потом поняли, что необходимо поднимать отечественное производство, тем более это намного выгоднее, и решили шить вещи сами. У нас есть собственный цех на Юго-Востоке. Сначала изготавливали взрослую одежду, а к началу учебного года запустили линейку школьной формы. Сейчас открыли для себя Китай, там закупаем хороший фабричный материал. Есть постоянное поступление тканей и фурнитуры из Турции, так что со временем будем расширять ассортимент. Тем более на детскую одежду спрос в Казахстане достаточно большой. Мы работаем в онлайн-формате: на нашей страничке в Инстаграм выставляем весь товар, делаем фото на моделях, расписываем все размеры и объемы. И раскупают его настолько быстро, что некоторых размеров уже нет в наличии, мы не успеваем за заказами. Некоторые клиенты покупают форму сразу на всю семью: по несколько комплектов брюк, юбок, жилеток. Плюс у нас вполне бюджетные цены.
Производство пока небольшое, в коллективе трудятся пять швей, конструктор и раскройщик. Поскольку мини-цех длительное время работал в розничной продаже, специалисты успели набраться опыта и понять, что именно предпочитает население и на что будет спрос. Поэтому разрабатывают свои модели, учитывая запросы, и стараются, чтобы они подходили максимальному количеству людей. К примеру, брюки делают на резинках, чтобы они одинаково хорошо сидели и на худеньких мальчиках, и на тех, кто пополнее. Так как подростки любят размер оверсайз, шьют некоторые модели посвободнее. В сарафан вшивают и резинку, и пояс, чтобы стройные девочки могли затянуть его на тонкой талии, а также замок на всю спину для удобства надевания. Рубашки стараются разнообразить: где-то добавляют вышивку, где-то – черные пуговицы. Курточки делают поярче, чтобы вечером в темноте ребенка было видно.
Так как производство не массовое, нет разделения труда, то есть одна швея отвечает за полный цикл и выдает полностью готовое изделие. Кроме того, производитель декларирует ткани – для этого прошли лабораторные испытания на их безопасность и экологичность. Процедура не из легких, многоэтапная и довольно затратная, но предпринимательница пошла на это, чтобы делать маркировку товара и отвечать полностью за свое качество. В рубашках, например, 95% хлопка и только 5% синтетики, спортивные костюмы – полностью х/б, в сарафанах и брюках 70% хлопка и 30% полиэстера, чтобы они немного тянулись и были более практичными.
В ИП придерживаются политики достаточно бюджетных цен. К примеру, сарафанчик на первоклашку стоит 6 тысяч тенге, такой же на девочку постарше – 7 тысяч, за ту же цену можно приобрести брюки. Рубашки тоже стоят в районе 6-7 тысяч.
– Благодаря поддержке фонда «Даму» мы воспользовались программой гарантирования и субсидирования кредита. В банке второго уровня хотели взять кредит, но нам не хватало стоимости гарантированного имущества. Фонд предоставил нам свою гарантию, а также мы воспользовались программой субсидирования приоритетных направлений бизнеса, куда вошла и легкая промышленность. Таким образом «Даму» субсидировал часть процентной ставки, которую ежемесячно начисляет банк. Из 2 млн 600 тысяч тенге порядка 900 тысяч за нас платит государство. Таким образом мы смогли организовать свой цех, – добавила Жулдыз Агиманова.
Еще на одном импровизированном прилавке разместилась продукция производственной инновационной компании ТОО «ПИК Ютария Ltd». Как рассказала ее представитель Виктория Ибраева, их компания состоит из двух фабрик в Жезказгане и одной в Караганде. Основное направление – спецодежда, но уже несколько лет они занимаются и школьной формой. На ярмарку привезли жакеты, юбки двух видов, брюки и жилетки для учеников с 1 по 11 класс. Однако так как форма представлена в сером цвете, ее можно покупать и для повседневного ношения. Цены намного ниже рыночных – от 1600 до 2500 тысяч тенге за одно изделие.
– У нас есть собственное конструкторское бюро, экспериментальный и вышивальный цеха, модели разрабатываются с учетом современных реалий и пожеланий покупателей, – рассказала Виктория. – Товар представляем под запатентованным брендом «Ютари». На рынке одежды работаем уже более 20 лет, часто участвуем в выставках, ярмарках, ездим в Астану. А вот в школьной ярмарке в Караганде участвуем в первый раз по приглашению Палаты предпринимателей «Атамекен». Когда-то открывали производство при поддержке государства – воспользовались субсидированием кредитов. Это помогло нам крепко встать на ноги. Сейчас в сезон иногда работаем и 24 часа в сутки, у нас трехсменное производство. Хотим завоевать карагандинский рынок, тем более видим интерес со стороны покупателей.
Светлана СВИЧ
Фото Александра МАРЧЕНКО