Дефицита нет, рост цен сдерживается, уверяют местные власти. Так ли это на самом деле?
Не успели казахстанцы обрадоваться увеличению минимальной заработной платы с начала текущего года до 60 000 тенге, как вместе с ней взлетели и цены. Не только на продукты питания, но и на непродовольственные товары. Очевидно также, что официальные цифры инфляции разнятся с реальными.
Иллюстративное фото: tver.kp.ru
Начнем с нашумевшей ситуации с сахаром. Всего пару недель назад местные власти заявляли, что дефицита сладкого песка нет, как и нет повода для беспокойства. Рапортовали, что запасов достаточно, а отпускная розничная цена не должна превышать 437 тенге за килограмм, так как у оптовых поставщиков она составляет 360-380 тенге. Плюс допустимая торговая надбавка в 15%. Заверяли и в том, что все факты спекуляции будут жестко пресекаться на корню. Однако простой люд из разных уголков нашей области в реальности наблюдает совершенно иную картину: сахар доступен к покупке не везде, а там, где он есть, продают от 500 до 600 тенге за килограмм. Вот здесь и возникает вопрос: народ обманывает или вокруг одни спекулянты?
И речь идет не только о дворовых магазинчиках, где, казалось бы, владелец – хозяин-барин и может нарисовать на ценнике все, что захочет. Например, на просторах транспортно-логистического центра «Самал», что за рынком «Алтын Арба», который в областном центре считается территорией низких цен, килограмм сахара стоит 500 тенге. На справедливый вопрос, почему так дорого, продавцы тут же отвечают: «Закупочная цена составляет 480 тенге».
Подтверждает их слова и предприниматель Ксения Тихомирова. Девушка владеет небольшим сельским продуктовым магазином и закуп производит так же – на оптовых складах областного центра.
– Не на всех оптовках есть в наличии сахар, потому как он сильно подорожал. На складах его стоимость доходит до пятисот тенге за килограмм. Плюс 10% наша надбавка, выходит 550 тенге. Для конечного покупателя это дорого. Но люди все равно просят привозить. Говорят, что мешками закупить не могут, а вот по 550 тенге или даже по 580 они бы выкроили и все равно килограммчик бы взяли. Деваться некуда, – резюмирует Ксения.
Отмечает она и то, что с начала года резко выросли цены и на многие другие позиции. Это крупы, куриное мясо, мука и хлеб.
– Пару недель назад у нас в магазине хлеб стоил 105 тенге. Сейчас – 130, – говорит предпринимательница.
Подорожал хлеб не только в сельской местности. Продавец одного из карагандинских магазинов Ляззат, сообщила, что и у них стоимость булки хлеба поднялась на десять тенге. Вместе с ним подорожал и батон – на пять тенге.
– Дорожает практически все. День за днем. Вплоть до того, что даже мы, продавцы, не успеваем за ценами. Я уже несколько раз продала товар по прежней цене по старой памяти. Не уследив, что она поднялась. Теперь должна в кассу несколько тысяч тенге, – вздыхает Ляззат.
Помимо продуктов питания, отмечает, что сильно подскочили цены на бытовую химию.
– Я всегда покупаю кондиционер для белья в нашем же магазине. Неделю назад он стоил четыреста тенге. Сейчас его привезли уже по 750 тенге, – сокрушается продавец.
Сильно подорожали и соки, говорит она. Один из самых бюджетных напитков, два литра которого ранее стоили 450 тенге, сегодня уже красуется с ценником в 750 тенге.
– Весь гнев покупателей, весь удар, так сказать, мы, продавцы, принимаем на себя. Люди все разные. Но почти все недовольны текущим положением дел. Кто-то просто ворчит, кто-то возмущается, а некоторые откровенно устраивают скандал. Будто это мы самовольно задираем ценники до небес, – говорит Ляззат.
И она, и Ксения объективно оценивают уровень увеличения цен в 30-40%. Официальные данные, предоставленные Агентством по стратегическому планированию и реформам РК и Бюро национальной статистики, гласят, что социально значимые продовольственные товары, включающие 19 наименований, подорожали на 17%. А за прошедшую неделю цены повысились на 1,7%.
Отметим, что уровень инфляции, наибольший вклад в которую вносят продовольственные товары, в частности, должен отслеживать Нацбанк. Однако в областном филиале Национального банка РК от комментариев отказались, сославшись на то, что это не в их компетенции, и посоветовали обратиться в департамент статистики. И это несмотря на то, что глава Нацбанка на заседании Правительства 15 марта выступал с заявлением: рост цен на продукты питания ускорился до десяти процентов из-за удорожания хлебобулочных изделий, круп, молочных продуктов и овощей.
А еще нам со всех трибун рассказывают о стабфонде и его работе. По словам первого заместителя председателя правления АО «СПК «Сарыарка» Маулена Омертаева, там мало того что уже сформирован запас продовольствия, так еще и планируются дополнительные закупки гречки, растительного масла и риса. Также ожидается 136 тонн сахара от Продкорпорации. Кроме того, у корпорации множество планов. Например, использовать механизм форвардных закупок.
– Как известно, такое поручение дал Глава государства в отношении сельхозпродукции. У нас достаточно для этого средств. Можем сами заключать договоры на приобретение овощей: картофеля, моркови, лука. Зафиксировать цену и после сбора урожая по мере необходимости забирать продукцию у сельхозтоваропроизводителей. Сейчас ведем работу совместно с управлением сельского хозяйства, – заверил М. Омертаев.
Раскрыл представитель СПК и географию поставок бакалейной продукции. Оказывается, что все покупается внутри страны: сахар – в Таразе, гречка – в Павлодарской области, растительное масло – в Восточном Казахстане, рис – в Кызылорде. Но тогда непонятно, почему продавцы и владельцы торгово-продуктовых точек области ссылаются на падение курса тенге, зависимость от закупок из-за рубежа и прочее. Как геополитический кризис причастен к сахару из Тараза или к гречке из Павлодара?
Ответы на эти вопросы мы надеемся получить в ближайшее время, исследуя «сладкую» и ценовую проблему.
Наталья ФОМИНА