Мейрам Байзрахманович Тургунов 61 год проработал в стенах одного учебного заведения – Карагандинского медицинского университета. Сначала в качестве студента, потом ассистента, доцента.
– Я поступил в Карагандинский государственный медицинский институт в 1955 году и окончил его в 1961-м. Три года учился в аспирантуре в Москве, год работал в институте онкологии и радиологии в Алма-Ате. А с 1965-го по 2020 год без перерывов трудился в родном университете, вот и получается в итоге: шесть лет обучения и 55 лет работы в alma mater, – смеясь, подсчитывает 86-летний аксакал.
20 января Карагандинский медицинский университет отпразднует свое 75-летие. Проходят годы, и кому, как не Мейраму Байзрахмановичу, не вспомнить о становлении института, его выдающихся педагогах и талантливых выпускниках.
«Наш батя»
Самые теплые и самые искренние слова благодарности первых выпускников вуза звучат в адрес ректора Петра Моисеевича Поспелова. Его любя называли – «наш батя»!
– Он ведь не только организовал наш мединститут, он был духовным наставником тысяч выпускников и настоящим учителем школы жизни, – делится воспоминаниями Мейрам Байзрахманович.
Поспелов после окончания Кубанского мединститута работал в Краснодарском крае врачом-терапевтом. В Караганду приехал в 1933 году и трудился рядовым врачом. Его организаторские способности быстро заметили, и он вскоре возглавил больницу. Уже через шесть лет был назначен заведующим Карагандинским областным отделом здравоохранения. В тяжелейшие годы Великой Отечественной войны Петр Поспелов открывал в Караганде госпитали, в которые поступали раненые с фронта. И, несмотря на нехватку профессиональных медицинских кадров и в целом непростую материально-техническую ситуацию, Поспелов сумел четко организовать работу медучреждений. Тогда же у него возникла идея открыть в Караганде мединститут.
П.М. Поспелов обладал большим даром проникать в суть вещей, умел удивительным образом находить кадры. Карагандинский мединститут прославила профессура, которая прибыла в 50-е годы в Караганду по его личному приглашению.
– Этим замечательным людям обязан своей славой наш вуз. С них берет свое начало отсчет золотого времени института, – считает Тургунов. – Есть прекрасные слова: «Учитель, пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени». Петр Моисеевич – один из тех учителей, о которых наше поколение говорит: «Склоняю перед его памятью свою седую голову». Петр Моисеевич часто вспоминал, что барьером для прибывших в те годы из России специалистов стало незнание казахского языка. Я запомнил его слова: «Если ты уважаешь народ, на земле которого живешь, то должен знать его язык». Он владел разговорным казахским и легко общался на нем.
Громадная заслуга Петра Поспелова в открытии санитарно-курортных зон. Десятки сотрудников мединститута защитили диссертации по использованию жосалинской минеральной воды, доказав, что она хорошо помогает при воспалении желчевыводящих путей, так как содержит значительное количество кремниевой кислоты. Второй источник – «Шалкия», открытый П.М. Поспеловым недалеко от Каражала, оказался с радоновой водой, помогающей при болях в суставах. А как Петр Моисеевич любил Каркаралинск! Именно здесь, в Комиссаровке, была построена зона отдыха для студентов и сотрудников.
Старший преподаватель КГМУ Н.Ф. Сайфулина в вузовской газете «Медик» к 95-летию со дня рождения П. Поспелова написала: «Каждый раз, когда я бываю на старом Михайловском кладбище, на месте последнего пристанища Петра Моисеевича, вспоминаю сказанные нам, выпускникам 1972 года, слова: «Вы соберетесь в своей alma mater на ваши юбилейные встречи через 10, 15 лет, а я не смогу к вам прийти – я буду в длительной командировке», и он улыбнулся… Эту улыбку запечатлел скульптор – выпускник Ленинградской академии художеств Ж. Калиев. Взгляд добрых глаз, мягкая улыбка и ощущение вечности – здесь, где всегда тишина и покой…»
На фронтоне корпуса КГМУ по проспекту Абая установлен барельеф Петра Моисеевича. Его именем названа одна из улиц нашего города. В дни, когда бывшие выпускники собираются по случаю разных юбилейных дат, они обязательно навещают могилу Петра Моисеевича и возлагают цветы.
Историческая справка:
20 января 1950 года вышло Постановление Совета Министров Казахской ССР:
1) Организовать 1 сентября 1950 года в Караганде медицинский институт с шестилетним сроком обучения.
2) Установить контингент приема студентов на 1951 год в количестве 100 человек.
21 апреля 1950 года Петр Моисеевич Поспелов приказом министра здравоохранения СССР № 418-л назначен ректором Карагандинского медицинского института, которым руководил более 24 лет.
Верные соратники и прекрасные педагоги
Мейрам Байзрахманович считает, что ему повезло в начале своего профессионального пути работать под руководством Гульжан Жанайдаровой и с Мариям Даулетбаковой, помощниками Петра Поспелова.
Гульжан Ахметжановна в течение 25 лет была проректором по учебно-методической работе, занимаясь внедрением современных методологических подходов в разработке учебных планов и программ обучения, что было важно при открытии новых факультетов и кафедр.
– Она запомнилась мне человеком доброй души, с большим сердцем, спокойным характером, тихим голосом, мягкой улыбкой, трепетным отношением к окружающим. Всегда находила необходимые слова там, где нужно подбодрить, и там, где строго спросить. Я получил бесценный организаторский опыт, прошел школу жизни в общении с людьми в понимании того, где «черное», а где «белое», и что приоритетом являются честность и правдивость. Гульжан Ахметжановну отличали высокая компетентность в учебно-методической работе, профессионализм специалиста-невропатолога, интеллигентность, эрудиция и разнообразие интересов. Особенно хочу отметить ораторское мастерство. Ее лекции на русском и казахском языках завораживали студентов и преподавателей.
Мариям Ильясовна Даулетбакова в течение 21 года работала в Карагандинском мединституте, из них 8 лет – проректором по научной работе. Чтобы возглавить науку в высшем учебном заведении, необходим человек с глубокой эрудицией и обширными знаниями. Все это было в Мариям Ильясовне. Ей были присущи чувство такта, умение найти нужные слова. Она, не повышая голоса, находила такие слова, что молодые специалисты старались сделать все, чтобы исключить в будущем досадные ошибки. А если случалась беда, то всегда была готова прийти на помощь. Даулетбакова организовала первую в СССР Всесоюзную конференцию студентов с докладами на иностранных языках, успешно проведенную в карагандинском вузе. Проведение конференции стимулировало в институте изучение студентами иностранных языков, а участие представителей ЦК КПСС и Минздрава СССР придавало ей масштабность.
Дружба крепкая студенческая
– Курс, на котором я учился, отличался особой активной жизненной позицией. Моими сокурсниками были Мадениет Сарсембаев, Валентина Сапожкова, Зекен Каирбеков, Маша Лоцманова, Гера Пеннер, Асылхан Сахипбаев, Яша Гамарник, Каиржан Жунусов, Анатолий Шпаков, Венера Омарова, Владимир Сухарев, Иосиф Мирзоян, Оразбек Рахимбеков, Миша Козлов, Лида Чиндина, Лида Глазун и многие другие, – вспоминает Мейрам Тургунов. – Я горжусь тем, что мы были участниками и организаторами многих начинаний, ставших в последующем традициями нашего университета.
Студенческие годы Тургунова совпали с освоением целинных земель, поэтому трудовые семестры они проводили на полях Карагандинской области, участвовали в регулярных трудовых десантах на Казахстанскую Магнитку. С большим энтузиазмом работали во время коммунистических субботников. Участвовали в посадке березовой рощи в Центральном парке Караганды, тополей по бывшему бульвару Мира и улице Новоселов.
– Когда мы учились в институте, у нас был небольшой спортзал по улице Алалыкина. Это две бывшие учебные комнаты с низким потолком. Летом физкультурой студенты занимались на улице, – рассказывает наш собеседник. – Однажды ректор Поспелов собрал городских студентов-спортсменов и предложил построить рядом с общежитием № 1 (ул. Кирова, ныне ул. Ерубаева) большой спортивный зал. За два месяца тридцать студентов подняли стены спортзала, вместо подъемного крана используя носилки. Затем пришли отделочники, и в декабре прошло открытие спортивного зала, где впервые прошел общеинститутский новогодний вечер. Мы были безгранично рады этому студенческому дому. В спортивном зале стали проводить вечера, на которых в торжественной обстановке вручались комсомольские билеты и комсомольские путевки. Регулярно проводились соревнования между курсами по различным видам спорта.
Будучи второкурсниками, мы решили создать духовой оркестр, и ректор эту идею одобрил. Вуз закупил музыкальные инструменты, нашли руководителя – Леонида Гегелена, и вскоре оркестр заиграл на вечерах. Основной костяк оркестра составили сокурсники: М. Сарсембаев, Р. Транковский, М. Козлов, В. Федерау, Я. Гамарник, В. Цепляев, которые «трубили» четыре года.
Вскоре Валентин Сапожков, мой одногруппник, в будущем ассистент кафедры факультетской терапии, заместитель заведующего областным отделом здравоохранения, организовал эстрадный оркестр, где солистами были также наши сокурсники: Света Фильгина (Федорова), Людмила Клюева (Виняр), Манара Сапакова.
Нам очень повезло – нашими преподавателями были опытнейшие врачи и педагоги. От них мы узнали, что ранее существовала «факультетская клятва», которую давали врачи-выпускники. «Клятву Гиппократа» проработали и составили собственное «Торжественное обещание врача-выпускника Карагандинского государственного медицинского института».
Вы даже не представляете, как мы радовались и гордились, когда министр здравоохранения СССР, академик Б. Петровский с высокой трибуны сообщил, что наше обещание было взято за основу «Присяги врача Советского Союза». В 1971 году эта присяга была утверждена Указом Президиума Верховного Совета СССР.
Хорошо помнит Мейрам Байзрахманович 12 апреля 1961 года, когда занятия в вузе прервались словами: «Наш, советский человек – первый в космосе! Наш Юра Гагарин!» и было решено всех преподавателей и студентов вывести на площадь перед институтом на митинг. День стоял солнечный, вся площадь была заполнена. Ликовал народ! Было единое чувство радости победы и великого достижения. Площадь, где проходил митинг в 1961 году, была названа именем Юрия Алексеевича Гагарина. Сейчас на том месте воздвигнут памятник – «Первому космонавту».
В том же году выпуск Тургунова одним из первых в республике откликнулся на призыв выпускников Ленинградского мединститута «Молодые специалисты – целине». У молодых людей того времени было одно большое желание – отдать свои знания и умения служению народу, работать там, где больше всего нуждались в их помощи. Основная часть выпуска выехала в регионы и трудилась в практическом здравоохранении.
Активно проявил себя в жизни высшего учебного заведения комитет комсомола. Благодаря ему в институте был организован спортивный клуб, который проводил соревнования по волейболу, баскетболу и другим видам спорта со студентами других вузов и техникумов. Был организован также межинститутский студенческий клуб. В него входили активисты медицинского и горного институтов, а также горного техникума. Здесь проходили диспуты по литературным произведениям, искусству, истории и, конечно, по специальностям. Эти диспуты проводил председатель клуба, энциклопедист, будущий академик Габдулла Кулкыбаев.
…А потом у доцента кафедры онкологии Мейрама Байзрахмановича Тургунова началась работа на кафедрах госпитальной хирургии и онкологии, в деканате лечебного факультета. Но это уже другая история.
Оксана МЯГКИХ
Фото из личного архива
Мейрама ТУРГУНОВА