Журналисты собирают информацию, берут интервью, пишут материалы – их фамилии известны читателям, но это не все сотрудники редакции. Есть те, кто всегда остается «за кадром». В шутку их называют бойцами невидимого фронта. И сегодня, в наш профессиональный праздник, мы решили рассказать именно о них.
Семь раз отмерь
Когда мы берем в руки свежий номер газеты, то первым делом видим работу верстальщиков – это оформление газеты, ее внешний вид и так далее. Для неискушенного человека старший дизайнер-верстальщик «ИК» Юрий Билушенко с улыбкой объясняет, что верстальщики – это такие люди, с кем можно быстро наверстать упущенное. Его товарищ по цеху, дизайнер-верстальщик Дмитрий Мехаев, предлагает провести аналогию между редакцией газеты и автомобильным заводом, на котором из множества запчастей собирают полноценный продукт.
– Рабочие, которые занимаются сборкой, это и есть в какой-то степени верстальщики. Мы так же, из деталей, готовим каждый номер. Собираем на газетных полосах в единое целое тексты и фотографии, – говорит он.
Со стороны может показаться, что это очень легко – скопировал, вставил… На деле же работа верстальщика очень трудоемкая. Она требует пристального внимания, творческого подхода и одновременно технических навыков. В верстке есть свои нюансы.
– При копировании текста или переносе материала с одной полосы на другую часть может «потеряться» или, наоборот, повториться. Или материал про Иванова ошибочно можно проиллюстрировать фотографией Петрова. Отдельное внимание всегда обращается на дату и номер выпуска, чтобы не получилось, что первая и восьмая страницы выходят во вторник, а все остальные – в четверг, а фактически вся газета выходит в субботу, – говорит Дмитрий Мехаев.
– Люди на фото всегда должны смотреть внутрь газеты, а не выглядывать из нее, – говорит Юрий Билушенко. – А еще шрифт должен быть понятен, лишние красивости ни к чему: самый простой шрифт – самый удобный для восприятия. Часто приходится дорисовывать руки или волосы людям на фотографиях, если снимок не очень удачный: как правило, это фото внештатных авторов. Или «открывать» героям глаза. Порой и визажем занимаемся.
Кстати, верстальщиков в нашем деле можно назвать конечным «пунктом контроля». Именно они в «газетные дни» (день сдачи номера – Прим. автора) остаются в редакции последними, перепроверяют и пересматривают уже сверстанный номер и только потом отправляют его на печать в типографию, где с электронного файла он переносится на газетные страницы. А ранним утром с помощью почты свежий выпуск газеты отправляется во все уголки нашей области.
А может быть, кАрова?
Граммар-наци и хранители литературного языка в стенах редакции «Индустриалки» – корректоры. Они исправляют орфографические, пунктуационные, а порой и фактические ошибки. В общем, «причесывают» журналистские материалы в соответствии с правилами русского языка. И, кстати, статью, которую вы читаете прямо сейчас, тоже.
– Когда я пришла, здесь работали три опытнейших корректора. У них был такой уровень профессионализма, что мне казалось – это какие-то небожители. Сначала мне было страшно, очень нервничала. Все было так серьезно и ответственно. Помню мои первые номера, когда я еще была на испытательном сроке, меня аж потряхивало. Казалось, что все – приду на работу в день выхода газеты, а там, грубо говоря, будет написано «кАрова», – говорит старший корректор газеты Анна Ким.
Шутит, что им, корректорам, наверное, не грозит болезнь Альцгеймера. Они постоянно читают и держат в голове много информации – от географических названий до имен, фамилий и должностей видных деятелей региона и страны.
В свое время ей на помощь пришла корректор с большим стажем Багдат Ахметбековна Нурмагамбетова. Она работает в «Индустриалке» почти четверть века.
– Мы обязаны сохранять чистоту языка, – считает Багдат Ахметбековна. – Грамотность человека формирует в первую очередь чтение. Многое, конечно, зависит от семьи и учителей. Мне с ними повезло, они привили мне любовь к слову, и я уже с детства хотела работать именно с ним.
Несмотря на свой богатый опыт, она говорит, что всезнающих людей, даже если перед вами академик, не бывает. Так и им, корректорам, иногда приходится обращаться за помощью к словарям и справочникам. Кроме того, они, как и верстальщики, всегда перепроверяют друг за другом. Ведь даже у самого грамотного глаз «замыливается». Они читают материалы вслух, потом друг за другом, затем все вместе. Этот ритуал проделывают при сдаче каждого номера, что, по их словам, очень эффективно: если один пропустил ошибку, то другой заметит.
Бывают и забавные, курьезные ошибки. Вот некоторые из реально существовавших, но, к счастью, на страницы газет не попавших:
«Ненасытная дождливая погода не испортила впечатления от игры»;
«Люди вынуждены это делать: ведь в каждом газетном киоске на нас смотрят голые девицы»;
«С помощью этого прибора можно узнать о состоянии ребенка еще в зачаточном состоянии»;
«Через картину «Покаяние» она покаялась»;
«Жильцы вели разумный образ жизни»;
«Не обязательно быть восьми пядей во лбу»;
«Эротический гастрит»;
«Лошади должны прибыть в 17.00 и зарегистрироваться в райкомиссии»;
«Пожар произошел из-за того, что труп курил в постели».
Работа такая – ответственным быть
Задача ответственного секретаря Анны Кругловой, которую в редакции кратко называют ответсеком, – координировать работу всех служб редакции. По отдельности журналисты, корректоры и верстальщики существовать не могут. И именно ответсек превращает их работу в некую систему, налаживая внутренние процессы.
Считается, что ответсек должен быть сделан из огня и стали, достаточно жесток и немного зануден. Однако Анна Круглова с этим в корне не согласна.
– Основное и главное, что должен ответственный секретарь, – это хорошо соображать. Уметь не бояться принимать решения, быстро реагировать на изменения. Потому что то, что ты планируешь с утра, может поменяться буквально через пять минут. Например, произошло какое-то событие и его надо срочно выдавать. Поэтому весь план номера сыпется. Что-то снимается с одной полосы, ставится на другую и т.д. Это все надо буквально за несколько минут перемешать у себя в голове и выстроить схему номера заново. Это самое главное. А все остальное, про железные нервы, горячее сердце и чистые руки, по большому счету лирика, – считает она.
Ответсек распределяет материалы по номеру: где и какой будет, какие к нему подобрать иллюстрации и другое. В этом деле, говорит Анна Круглова, важен баланс: учитываются тема, жанр, где и когда произошло событие, ну и, конечно же, размер. Ей нравится сравнивать этот процесс с игрой в тетрис – нужно подогнать друг к другу кусочки разной формы, чтобы страница выглядела гармонично. Нередко ответсек сталкивается с ситуацией, когда материалов много, а места в газете – нет. Ведь она нерезиновая. Тогда, смеется Анна, она действует, как в детском стишке: «А теперь вот эту ножку подпилю еще немножко…»
– Ощутимый простор для маневра на полосе дают художественные элементы – фотографии, заголовки, подзаголовки, врезки. Изменяя их форму и размер, можно сэкономить место либо, наоборот, расширить. Но все в определенных рамках. Есть, например, правило, что разгонять или сжимать интервалы между буквами нельзя больше, чем на четыре позиции, – делится наш ответсек.
Она является непосредственным руководителем службы секретариата, в которую входят корректоры и дизайнеры-верстальщики. Анна говорит, что можно сравнить журналистские материалы с конфетами. Они так же бывают разными – большими и маленькими, сладкими и не очень, с орешками или изюминкой, шоколадные и карамельные… Работники секретариата – это те, кто упаковывает их в красивую обертку.
Наталья ФОМИНА
Фото Александра МАРЧЕНКО
Тесты от корректоров
- Перед вами – пони в ожидании жеребенка. Как его (пони) назовем в сложившихся обстоятельствах?
□ Беременный пони
□ Беременная пони
□ Беременное пони
- Есть у выражения «черт знает что» краткая версия, и почти никто не пишет ее правильно. А вы найдете верный вариант написания?
□ Черти что
□ Черте что
□ Черт-те что
□ Чертичто
- А значение слова «нелицеприятный» знаете?
□ Неприятный, противный
□ Беспристрастный, справедливый
□ Нечестный
□ Искренний
- Выберите верный вариант из следующих двух
□ По прилету в аэропорт
□ По прилете в аэропорт
- Если одна, то кочерга. А если их семь?
□ Семь кочережек
□ Семь кочерги
□ Семь кочерег
- Как правильно писать – «разыскной» или «розыскной»?
□ Разыскной
□ Розыскной
- Теперь поговорим об эффективности. Первым делом определимся, как написать об очень эффективном человеке?
□ Супер эфективный
□ Суперэффективный
□ Супер эффективный
□ Супер-эффективный
- Как правильно:
□ Две большие комнаты
□ Две больших комнаты
- А первое слово в вопросе
«При( )чем тут я?» напишете слитно или раздельно?
□ Слитно – «Причем тут я?»
□ Раздельно – «При чем тут я?»
- Как правильно:
□ Жираф – длиношейее животное
□ Жираф – длинношеие животное
□ Жираф – длинношеее животное
Ответы:
- Пони – всегда мужского рода. Даже беременный.
- Выражения «черт-те что», «черт-те где», «черт-те куда» и «черт-те сколько» пишутся через дефис. Впрочем, как и другие слова с частицами -де, -ка, -те, -то и -с («вот-те раз», «вечер-то какой», «да-с»).
- «Нелицеприятный» можно сказать про беспристрастного и справедливого человека, все остальные варианты – не больше чем домыслы.
- Если предлог «по» используется при обозначении действия, события, после которого что-либо совершается, происходит, то он употребляется с существительными в предложном падеже: «по окончании», «по прибытии», «по прилете», «по приезде».
- Семь кочерег. Во множественном числе это слово звучит именно так.
- В приставке раз- (рас-) / роз- (рос-) в безударной позиции пишется буква а, под ударением – о. В нашем примере корень не «розыск», как можно подумать, а «ыск». Состав слова: «раз» – приставка, «ыск» – корень, «н» – суффикс, «ой» – окончание.
- Приставка «супер» обычно пишется слитно. Но есть исключения, вот они: супер-гран-при, супер-мини-компьютер, супер-мини-ЭВМ, супер-эго.
- При существительных женского рода, зависящих от числительных два, три, четыре, определение чаще ставится в форме именительного падежа множественного числа.
- «При чем тут я?» В вопросительных предложениях всегда употребляется сочетание предлога с местоимением «при чем».
- Жираф – длинношеее животное.