В минувшую субботу Караганду посетил министр науки и высшего образования РК Саясат Нурбек. В стенах Карагандинского университета им. Е.А. Букетова он провел первую публичную лекцию для студентов и преподавателей региональных вузов и рассказал, как будет меняться работа ведомства и к чему сейчас должны готовить будущих специалистов, учитывая реалии нового времени.
Визит начался с посещения Дома студентов № 1, где он ознакомился с бытовыми условиями проживания обучающихся, центра рекреационного спорта «Аюлы», студенческой поликлиники и досугового центра «Жастар орталығы». Волонтеры пригласили министра вместе посадить деревья, после чего во Дворце студентов он пообщался с представителями карагандинских вузов.
– Мы начинаем серию публичных лекций министра – это новая практика для нашего ведомства, – рассказал Саясат Нурбек. – Хочется, чтобы наши университеты, студенты и преподаватели напрямую видели и слышали своего министра, знали о планах, возможностях, которые мы создаем для вузов, инициативах, больших новых программах, которые мы запускаем для повышения квалификации и научного потенциала.
Мы очень внимательно начинаем анализировать глубинные проблемы, которые накопились в высшем образовании. И начиная с этого года фокус, ресурсы и внимание министерства будут разворачиваться в сторону региональных университетов. Потому что национальные вузы и так пользуются достаточно большой инфраструктурной, финансовой, ресурсной поддержкой – там неплохая ситуация. А региональные университеты начинают выпадать из ресурсного обеспечения, которое и сейчас невысокое.
Мы видим, что бюджеты региональных вузов не позволяют вкладываться в развитие инфраструктуры, строить лаборатории, привлекать звездных профессоров, развивать новые направления, формировать точки роста, активно взаимодействовать с бизнесом и зарубежными партнерами – на это просто нет средств.
Порядка 70-80% бюджета у них уходит на фонд оплаты труда, о каком развитии здесь можно говорить?
Таким образом, большие национальные государственные вузы, находящиеся в Алматы, Астане и в нескольких крупных городах, «забирают» потенциал у регионов. К примеру, в Алматы 36 высших учебных заведений. При этом в них обучается почти треть местных студентов и 70% приезжих, что создает некий дисбаланс. А крепкие региональные университеты, к сожалению, не добирают студентов, так как молодежь начинает мигрировать в большие города.
Информация – главный ресурс
Чтобы исправить ситуацию, Министерство науки уже разрабатывает механизмы работы.
Первое – со следующего года 15 ведущих региональных университетов страны получат дополнительное финансирование на усиление научного потенциала.
Второе – начнется усиление программы академической мобильности, чтобы направлять лучших выпускников, преподавателей зарубежных вузов в первую очередь в региональные вузы. Третье – намечается отдельная программа по повышению заработной платы ведущих научных руководителей.
– Наша задача – не только удержать кадры в вузах, но и создать приток новых сил. В настоящее время выпускники университетов очень слабо идут в науку. К примеру, из всех студентов Казахстана менее 1% – доктора PhD, 90 % – бакалавров и около 8 % – магистранты. Поэтому с этого года мы запускаем программу постдокторантуры, благодаря которой молодые исследователи в течение трех лет могут заниматься наукой, работать на базе НИИ вузов. Мы уже начали выдавать 1 тысячу грантов, к тому же объявлен конкурс с заработной платой 500 тысяч тенге. Ко всему прочему мы запускаем отдельные гранты для молодых исследователей и вдвое увеличиваем финансирование науки со следующего года. Надеемся, что эти системные меры дадут в первую очередь региональным вузам на следующие 3-5 лет стать новыми центрами роста инноваций и прикладной науки. Мы будем регулярно информировать научную и педагогическую общественность о тех изменениях и новых возможностях, которые запланированы Правительством и министерством.
С этого мы будем выделять 500 грантов для стажировок молодых преподавателей-исследователей за рубежом в ведущих в научных центрах, лабораториях и технологических компаниях. Будут выделяться специальные гранты для научных стажировок. Я надеюсь, что карагандинцы активно включатся в эти программы с целью повышения квалификации и наращивания научного потенциала, – добавил Саясат Нурбек.
Но в свою очередь вузы не должны рассчитывать только на помощь профильного ведомства. Мир не стоит на месте, и сейчас семимильными шагами развивается цифровизация. Если раньше основной задачей преподавателей было переработать большой объем информации и дать его студентам в сжатом виде, то сейчас за скоростью и количеством новых знаний просто невозможно угнаться. Поэтому высшим учебным заведениям необходимо пересмотреть подходы в работе и переориентироваться на то, чтобы научить молодежь быть конкурентоспособными.
– На систему образования как очень неповоротливую и сложную структуру начинают давить силы, которых раньше не было. Это не просто новые запросы экономики, в игру включились новые силы – большие информационные компании, которые начинают диктовать новые условия. Если раньше вузы ориентировались на работу с сырьем и технологиями, сейчас главный ресурс – информация. Поэтому университеты должны стать научными исследовательскими центрами, а не передатчиками знаний, – резюмировал министр.
Светлана Свич
Фото пресс-службы КарУ им. Е.А.Букетова