Согласно теории естественного права, Основной Закон страны, призванный гарантировать права и свободы человека и гражданина, воплощает в себе многовековой опыт и традиции народа. Если сделать экскурс в историю Казахстана, то понимаешь, что так оно и есть.
«Светлый путь хана Касыма»
Наш народ с давних времен стремился жить в рамках закона, даже если он был основан на обычаях и традициях. Первый известный правовой акт – «Қасым ханның қасқа жолы» («Светлый путь хана Касыма»). Его создатель – Касым-хан (1511-1521 годы), сын Жанибека, который вместе с Кереем вписан в историю как создатель Казахского ханства.
При Касыме государство существенно усилилось и достигло расцвета, что в свою очередь позволило привести в соответствие его законодательные нормы.
Свод состоял из пяти частей. Имущественный закон включал положения о решении земельных и имущественных споров. Уголовный рассматривал преступления и наказания за них. Военный определял повинность населения по содержанию армии во время войн, принципы формирования армии и дележ добычи.
Четвертый раздел был посвящен вопросам дипломатической службы, международных отношений, этикета представителей государства. В пятом – Законе общественности – регламентировались обычаи, связанные с похоронами, поминками, празднествами, общинная взаимопомощь и пр.
«Древний путь Есим-хана»
Следующим реформатором степного права стал 11-й правитель казахов Есим-хан (1598-1628 годы). Его Адат – «Есім ханның ескі жолы» («Древний путь Есим-хана») – ставил целью формирование сильного государства, способного противостоять агрессии извне, и прекращение междоусобиц.
Власть, сосредоточенная в руках аристократии, представленной потомками Чингисхана, перешла в руки биев и старшин, что усилило права общин. Претерпело изменение территориально-хозяйственное устройство ханства.
На смену улусам пришли три жуза, во главе которых стояли бии из числа наиболее авторитетных представителей родов.
«Жеті жарғы» Тауке-хана
Тауке-хан, правивший в 1680-1718 годы, также ставил своей целью усиление государства и ослабление межродовых распрей. Его «Жеті жарғы» («Семь уложений») ученые называют самым ярким правовым памятником. Считается, что в его разработке приняли участие три самых великих бия в истории казахского народа – Казыбек би, Толе би, Айтеке би.
Закон включал нормы административного, уголовного, гражданского, семейного права, содержал разделы о религии, налогах. Здесь обговаривались вопросы решения споров о пастбищных угодьях и водопоях, воинской повинности, порядки заключения и расторжения брака, судебного разбирательства, виды наказания за преступления (кроме убийства). Также регламентировались личные и имущественные права вдов и сирот, обязательства к ним общины и родственников умершего главы семейства.
Вводился принципы коллективной ответственности, неукоснительного подчинения младших страшим.
«Кодекс для простых казахов»
Продолжая тему «Человек и Закон», нельзя не остановиться на «Қарамола ережесі» или, как его еще называют, «Кодекс для простых казахов». Составитель сборника обычного права – великий поэт и мыслитель Абай Кунанбаев. Документ был принят по итогам курултая, состоявшегося в 1885 году в местности Карамола Семипалатинской области. На съезде, в котором приняли участие 100 биев из Каркаралинского, Павлодарского, Семипалатинского, Усть-Каменогорского уездов и Зайсанского приставства, Абай был избран тобе бием, то есть главным судьей.
Кодекс состоит из 74 статьей. Документ рассматривает вопросы женского равноправия, расширения прав человека, земельного устройства, искоренения преступности и многое другое. Все нововведения были призваны облегчить жизнь простого народа.
«Қазақ елі» Барлыбека Сыртанова
Первым проектом будущего независимого Казахстана называют Устав «Қазақ елі» общественного деятеля, востоковеда, публициста Барлыбека Сыртанова, созданный в 1911 году по поручению основателя и одного из лидеров движения «Алаш» Алихана Букейханова.
Он включал преамбулу и четыре раздела из 28 статей: о самостоятельной республике Казахская страна, правах человека, Казахской земле, суде. В основе идеи автора лежало стремление освобождение государства от колониальной зависимости России и его независимость.
Особо хотелось остановиться на втором разделе. Б. Сыртанов считал, что все люди в Стране казахов должны быть наделены равными правами.
«Не допускается дискриминация человека по признаку религии, крови, социального или этнического происхождения. Человек несет ответственность только перед законом и богом… Человек имеет право свободно высказываться, объединяться и вступать в (политические) партии… Человек имеет право владеть любым видом имущества. Владение, пользование и распоряжение имуществом не должно причинять вред (другому) человеку», – писал он.
Что касается земли, как отмечалось в уставе, она должна находиться в собственности Страны казахов, не может быть объектом купли-продажи: «Недра, леса, вода, озера и горы находятся во владении Страны казахов. Скотоводство, хлебопашество, постройка домов, земледелие, а также возврат земли государству для общеполезного дела осуществляется с разрешения правительства».
Большая часть положений «Қазақ елі» впоследствии вошла в программу партии «Алаш».
Доктор экономических наук, академик, почетный работник образования РК Рашит Каренов отметил, что
– В Основном Законе Республики Казахстан отражены все наши основные естественные права – на жизнь, неприкосновенность личности, свободу передвижения, совести, слова и т.д. Наша Конституция – это историческое прошлое народа, мечтавшего о независимости, мире, согласии и равенстве.
Наш основной Закон складывался постепенно, благодаря прогрессивной мысли и стремлениям к единству, справедливости выдающихся личностей Великой степи.
– В этой связи, когда речь идет о современных реалиях, как никогда актуально исследование событий прошлого. Это дает глубокое понимание преобразований и реформ, происходящих в стране, задач, стоящих перед каждым казахстанцем. Как говорил великий ученый Михаил Ломоносов, народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. На самом деле, без своих корней мы не сможем строить будущее, как свое, так и государства, – подвел итоги исторического экскурса Рашит Каренов.
АВТОР Асель ЖЕТПИСБАЕВА
КОЛЛАЖ Юрия Билушенко