Home Новости Судьбы в потоке истории

Судьбы в потоке истории

Он одним из первых планировал построить в Каркаралинском округе мечеть

Тобольская губерния, Ембаевские юрты (аул) – отсюда в 1833 году в Каркаралы приехал и поселился 41-летний тюменский бухаретин Фаиз (Абдулфаиз) Абдикеев.  

В январе 1841 года был составлен список татар, бухарцев и ташкентцев, проживающих в Каркаралинском округе. Он значился под номером два. Из этого документа стали известны некоторые подробности: «Бухарец, 49 лет, записан в ревизии по Тюменскому округу, кроме поземельных, никаких податей не платит, проживает в Каркаралах по торговым делам, на правах, данных бухаретинам в 1833 году по паспортам, выдаваемым каждому из Тюменского уездного казначейства».

Фаиз Абдикеев, родившийся в 1792 году, был человеком трудолюбивым и дальновидным. Он занимался не только торговлей – у него было много разных планов, связанных с развитием Каркаралинска. В частности, мечтал построить здесь мечеть. Для осуществления этого замысла было предпринято немало попыток, но, к сожалению, всякий раз получал отказ.

Интересы Фаиза Абдикеева были многосторонними, его энергия была направлена на благо людям. Об этом можно судить по архивным документам, хранящимся в Центральном государственном архиве РК. Например, в 1841 году он обратился к Пограничному начальнику Вишневскому с просьбой разрешить ему заняться хлебопашеством, построить водяную мельницу, кожевенный завод, детское училище. И все это он обязался содержать за свой счет. Из этих материалов также стало известно, что в 1842 году владел в Каркаралинске двумя домами, где жили три человека.

Двое сыновей, Насибулла и Абдулуахаб, а затем и внуки, Хабибулла и Нигметжан, продолжили его дело, став купцами. Хорошую память о себе оставил Насибулла, которого в народе звали Наси. Родился в Каркаралинске, а так как был богатым человеком, к его имени добавили слово «бай». Среди местных пользовался большим уважением. Принимал активное участие в общественно-политической жизни, несколько лет подряд был уполномоченным города и участвовал в собраниях, на которых решались насущные вопросы населения, о чем свидетельствуют архивные документы за 1906-й, 1907-й и 1908 годы.

Его приказчиком был выходец из Токраунской волости Жусупбек (Тусупбек) Асанов, старшим по хозяйственным делам – Садуакас Шарипкажыулы.

– Мой дедушка часто рассказывал о Наси-бае. Он возглавлял его хозяйственные работы в самом Каркаралинске и местечке Каратока, которое находится в нескольких километрах от города. В Каратоке он держал свой скот… Как-то один из крупных верблюдов Наси-бая получил увечье, и он приказал его зарезать. Попросил моего дедушку раздать мясо людям. Жена его, оказывается, расстроилась из-за этого. Видимо, хотела оставить мясо себе. Наси-бай ее отругал. А его поступок показал, что он был богатым, но щедрым человеком. Еще от дедушки знаю, что у Наси-бая в Каркаралинске было несколько каменных магазинов. Вечерами он сам, оказывается, ходил туда и считал выручку, – вспоминал внук Садуакас-аксакала – Мурат Даниялулы.

Об одном из магазинов сохранились сведения в архиве Караганды. Летом 1908 года Насибулла Фаизов заключил договор о постройке ему «лавки и живого помещения из дикого камня». Строителями были жители Каркаралинского уезда – Нурмухамед Кармысов из Шубартауской волости и Ахмет Бокончин из Сарытауской волости. За работу купец заплатил им 450 руб. Строительство было закончено в 1909 году.

Уже в преклонном возрасте Насибулла Фаизов выдал доверенность на ведение дел своему сыну Максудулле, который позже стал присяжным заседателем по Каркаралинскому уезду (1911-й и 1913 годы). Умер он 4 сентября 1916 года в возрасте 77 лет в Каркаралинске. Похоронный обряд совершил имам татарской мечети Кашафутдин Шахмарданулы.

У Наси-бая было трое детей. Это Максут (настоящее имя Максудулла), Мунавара и Хадича. Максут первым браком женился на дочери купца Валиуллы Бекметева – Мунбигульануар (Ануар), а Хадича соединила свою судьбу с сыном этого купца – штабс-капитаном Абдул-
Азизом, который обучался в Сибирском кадетском корпусе и окончил полный курс наук в 1-м Военном Павловском училище по 1-му разряду. Мунавара вышла замуж за Нуритдина Мусина. Вторую жену Максута звали Майра Ермаганбеткызы.

В 2006 году в Алматы я разыскал внучку Наси-бая – Азгар Нуритдиновну Мусину (1912-2007), которая поведала много интересного в своих воспоминаниях:

– Мою маму в народе все звали Мунтиш. Полное имя ее отца я не знаю – о нем я знаю очень мало, я его не видела. Кажется, он был купцом. Выше Каркаралинска, рядом с горой Кызылтау, местность называли его именем. У Наси был большой деревянный двухэтажный дом (здесь следует отметить, что раньше двухэтажными называли дома с цокольным этажом. – Прим. автора), который находился недалеко от базара, во дворе располагались хозяйственные постройки. Под этой крышей он и умер. От отца дом перешел к его сыну Максуту. Дядя и его дети последние, кто жили в этом доме.

Жену Наси, то есть мою бабушку, звали Сагадат. Она была очень старенькая. Под подушку, на которой спала, прятала конфеты. Когда я с мамой приходила к ним домой, то она угощала меня ими.

Родилась я в 1912 году в старом доме Наси, который находился недалеко от деревянной мечети. Он подарил его моей матери, когда она вышла замуж.

Как я упоминал выше, сын Насибуллы, Максут, был дважды женат. Мне удалось поговорить с его дочерью Шакурой Максутовной, которая появилась на свет в 1936 году.

– Я – от второй жены, Майры Ермаганбеткызы, – рассказала она. – Всего у них было четверо детей. Отец говорил, что они узбеки. Он родился в 1878 году, умер в Аягозе в 1953 году, когда я еще училась в школе. Отец всю жизнь проработал в организации «Казживсырье»… Помню, мама рассказывала, что в Каркаралинске у дедушки был дом с зеленой крышей. Отец во время репрессий добровольно сдал его государству, а потом уехал из Каркаралинска.

Предполагаю, что в этот период, т.е. в конце 1920-х – начале 1930-х годов, все Фаизовы покинули родной город и никого из их родственников здесь не осталось. Судьба членов семьи сложилась по-разному.

– Например, я родилась в Москве в 1937 году, – говорит правнучка Наси-бая – Ирина Муратовна, проживающая в Алматы. – Папу моего звали Мурават, он сын Максута, родился в Каркаралинске. Маму звали Зинаида Игнатьевна Светлакова, она москвичка. Мама рассказывала, как в 1933 году она сидела в кафе и туда зашел красивый парень. Так и состоялось знакомство родителей. Папа приехал из Башкирии, где работал под Уфой, на три месяца на курсы золотопромышленников. После того как поженились, они уехали в Башкирию. Во время войны мы уже жили в Алма-Ате, а в 1949 году переехали в Семипалатинск, где родители прожили до конца жизни. Хотелось бы упомянуть детей моего дедушки Максута. От первого брака родились Нигматулла, Миассар, Асырар, Мурават, Магунат и Ришат. От второго брака родились Шакура и Рая. В роду Фаизовых были и репрессированные. Родной брат отца Магунат 19 лет провел в лагере. Он мне рассказывал, что по этапу сидел с советской певицей, исполнительницей песен «Валенки», «Светит месяц» и других Лидией Руслановой… Папа часто вспоминал родной Каркаралинск, рассказывал про свой дом. Повторял: «Надо поехать в Каркаралинск». Но не получилось…

Вот так сложилась судьба Фаиза Абдикеева и его потомков. Нынешнее его поколение продолжает дело своего предка, потомки являются уважаемыми в Казахстане и за его пределами людьми, но это уже отдельная тема.

Ерлан МУСТАФИН,

краевед

г. Каркаралинск

Exit mobile version