Home Новости Культура Аскетизм пращуров

Аскетизм пращуров

Ученые-историки в очередной раз получили подтверждение того, что представители нуринско-федоровской культуры эпохи бронзы по минимуму снаряжали в последний путь своих усопших.

Доказательство – находки экспедиции Карагандинского университета имени академика Е.А. Букетова под руководством ведущего научного сотрудника Сарыаркинского археологического института Игоря Кукушкина. В этом году он продолжил раскопки на могильнике Талды Талдинского историко-археологического парка.

Некрополь, датируемый XV-IX веками до н.э., представляет собой погребальное поле длиной 500 метров. Зафиксированные 59 объектов входят в три обособленные группы. Пять захоронений, в каждом из которых находились наземные и заглубленные ящики с останками, были исследованы и отреставрированы в 2020 году.

Как и повсеместно, археологам достаются самые крохи после «черных копателей», орудовавших в незапамятные времена. Однако на этот раз, сообщил Игорь Кукушкин, они обнаружили неограбленную часть могильника.

– Можно сказать, нам повезло, потому что это большая редкость, – подчеркнул он.

Три из четырех каменных ящиков – цисты, расположенные внутри одной ограды, оказались нетронутыми: за прошедшие тысячелетия карагандинские археологи первыми после участников погребальной церемонии прикоснулись к каменным плитам перекрытия. Очевидно, грабители, вскрыв первый ящик, убедились, что в нем ничего нет, а потому не стали утруждать себя исследованием остальных. И в первую очередь это связано с тем, что этот археологический памятник относится к нуринско-федоровской культуре (средняя бронза), у которой есть ряд особенностей. Как подчеркнул Игорь Алексеевич, у ее населения был довольно аскетичный погребальный обряд – трупосожжение: «Примерно половина исследованных нами случаев составляет именно кремация. Умершего сжигали где-то на стороне, прах доставляли к месту захоронения и высыпали в цисту. В голове, в основном в западном направлении, ставили горшок с ритуальной напутственной пищей или жидкостью. И в нашем случае во всех трех захоронениях было все точно так же».

Что касается керамики, у нее тоже есть отличительные черты – древние гончары изготавливали глиняные горшки с округлым плечом и затем с помощью гребенчатого штампа наносили на поверхность богатый «ковровый» орнамент. Эти находки – уникальный экземпляр: ритуальная утварь находится в идеальной сохранности, что является большой редкостью даже для археологов.

Аскетизм нуринско-федоровцев выражался еще и в том, что они клали в могилы очень мало сопроводительного инвентаря. Культура была демилитаризована, поэтому в захоронениях практически отсутствует оружие. В отдельных случаях встречаются женские украшения, реже – мужские.

Следующий характерный штрих заключается в том, что погребальная архитектура была сильно связана с использованием камня. Из него сооружались ограды, цисты и плиты, закрывавшие ящики с прахом. На вопрос, можно ли по размерам последних определить, взрослое это захоронение или детское, собеседник «Индустриалки» объяснил, что здесь все достаточно просто. Будучи весьма рациональными, нуринско-федоровцы сооружали могилы в соответствии с возрастом умершего: для детей – маленькие ящики, для взрослых, соответственно, большие.

Впоследствии это открытие станет доступным широкой общественности. Некрополь Талды – один из 10 памятников археологии, включенных в апробированный в прошлом году экскурсионный маршрут по Талдинскому историко-археологическому парку, охватывающий огромный отрезок истории – от ранней бронзы до средневековья. И этот исследованный объект, сообщил Игорь Кукушкин, после реставрации планируют музеефицировать.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Фото Руслана КАЛИЕВА

Шетский район

Exit mobile version