ДомойНовостиПроисшествияКиберголь на выдумку хитра

Киберголь на выдумку хитра

Ежегодно мошенники обманывают доверчивых казахстанцев на миллиарды тенге. С каждым годом количество афер только растет, вместе с ними и новые виды развода на деньги — через интернет, звонки, финансовые пирамиды. Попытки правоохранительных органов предупредить население, призвать к бдительности желаемого эффекта не приносят. И мы до сих пор не можем полностью обезопасить себя от многочисленных преступных схем.

Чтобы защитить население, Правительством внедряются IT-разработки, МВД с 2021 года реализует ведомственную программу по противодействию киберпреступности. Что же делать самим гражданам Казахстана, чтобы их кошельки не опустошили аферисты?

Недавно мне позвонил молодой человек, представился биржевым брокером и предложил выгодную сделку. Якобы благодаря опытным консультантам я смогу быстро обогатиться, цена вопроса — всего 300 долларов. Причем сами брокеры претендуют лишь на благодарность и скромное вознаграждение. Поняв, что нарвалась на мошенника, сказала, что вряд ли найду такую сумму. Молодой человек пошутил, что наверняка мой скромный шкаф забит туфельками, которые стоят не меньше 300 у.е. Когда же начала смеяться, он бросил трубку. Потом были еще звонки, рассказать мне о «поле чудес» обещали другие люди, но с ними я была менее вежлива.

Моим знакомым и друзьям такие звонки все еще поступают, а полицейские бьют в набат, вернее, на весь казахстанский интернет сообщают об относительно новом способе мошенничества — заработке на биржевом рынке. Жительница Шымкента таким образом потеряла более 17 млн кровных тенге, вложив их в якобы программу Meta trader 4. Об этом сообщили все новостные СМИ Казахстана.

Буквально на днях телефонные мошенники оставили алматинскую семью без квартиры. Они позвонили пожилой женщине и сказали, что кто-то оформляет на нее кредит под залог квартиры. Ее нужно срочно продать и положить деньги в «страховую ячейку», которая будет под присмотром полицейских. Купили квартиру за каких-то два часа по цене в полтора раза ниже рыночной. Пенсионерка перечислила средства на указанный счет. Так деньги оказались в руках аферистов, потом ей еще и угрожали расправой.

Сетевой обман приводит и к трагедии. В апреле этого года жертва финансовой пирамиды Mudarabah Capital подожгла себя у здания МВД в знак протеста. Ранее она требовала привлечь к уголовной ответственности известных вайнеров, рекламировавших пирамиду.

Онлайн-ловушки

Интересно, что аферы, о которых говорят уже несколько лет, не теряют своей актуальности. Хотя все о них знают, но люди продолжают попадаться на их удочку.

Причина преступного разгула мошенников — цифровизация и существенное упрощение процедуры потребительского кредитования, считают эксперты. В период пандемии кредитные организации перевели большинство услуг в онлайн, этим и воспользовались мошенники. Поскольку для получения онлайн-кредита уже не требуется личное присутствие заемщика, преступники похищают персональные данные граждан: сканированные копии документов, фотографии, чтобы с их помощью оформить онлайн-кредит.

Портал Polisia.kz сообщил, что с начала года в Казахстане выявили 9,5 тысячи интернет-мошенничеств. Тенденция роста регистрации киберпреступлений сохраняется последние семь лет, а основной пик роста приходится на время пандемии: в 2020 году — 14 тысяч, в 2021-м — 21 тысяча фактов.

На рост преступлений однозначно влияет расширение банковских услуг в цифровом формате.

Среди наиболее распространенных способов интернет-мошенничества — получение предоплаты либо полной оплаты товара или услуги по интернет-объявлениям; хищение денег со счетов пластиковых карт; вложение денег в различные проекты, игры, инвестиции, ставки и т.д.; использование фишинговых ссылок, предназначенных для завладения персональными данными граждан.

Стоит отметить, что почти в 2 тысячах случаев преступники представлялись сотрудниками служб безопасности банков либо правоохранительных органов и сообщали о подозрительных операциях на счетах граждан.

В МВД подчеркивают, что сотрудники полиции никогда не проводят спецоперации и какие-либо следственные действия по телефону. Для этих целей они приглашают в подразделение полиции, назначая при этом дату и время визита.

Также сотрудники правоохранительных органов напоминают, что работники банка никогда не спрашивают данные о карте, не требуют передачи кодов доступа, приходящих на мобильный телефон.

В таких случаях необходимо прекратить телефонный разговор и самому перезвонить на доверенный номер, который указан на банковской карте либо на сайте банка. Никому и ни при каких обстоятельствах не передавать данные своей банковской карты, а также данные о своей личности, советуют стражи порядка.

Предупредительные меры

В целях повышения эффективности работы Министерством внутренних дел на постоянной основе принимаются организационно-практические меры по противодействию мошенничествам.

С 2021 года реализуется ведомственная программа по противодействию киберпреступности на 2021-2022 годы. План по ее реализации содержит мероприятия организационно-практического и профилактического характера, в том числе взаимодействие с государственными органами, банковскими учреждениями, операторами связи, торговыми интернет-площадками.

В территориальных подразделениях созданы постоянно действующие следственно-оперативные группы для раскрытия и расследования уголовных дел о мошенничествах, совершаемых с использованием информационных технологий.

В свою очередь Правительство на днях анонсировало новую IT-разработку, которая поможет противостоять хакерским атакам. Ее запуск планируется на конец 2022 года.

Ежегодно в Казахстане более тысячи информационных систем подвергаются хакерским атакам, в том числе сайты и приложения государственных органов. Противостоять проблеме подобных нападений намерены с помощью мобильного приложения eGov Mobile.

Совместно с Комитетом информационной безопасности Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК ОЮЛ «Центр анализа и расследования кибератак», холдингом «Зерде» и АО «Национальные информационные технологии» (НИТ) прорабатывается инициатива для уведомления казахстанцев через приложение eGov Mobile о том, какие их персональные данные находятся в руках хакеров и мошенников.

Принцип прост: в личный кабинет пользователя в одноименном приложении в случае обнаружения фактов незаконного сбора и утечки данных на сайтах будет приходить соответствующее сообщение. Отечественная система отслеживания утечки данных будет создана на базе зарубежных аналогов, сообщает новостной портал.

Самозащита

В прошлом году сразу несколько казахстанских банков опубликовали совместные советы на тему, что делать, если вам позвонили злоумышленники? Они довольно простые:

«Не разговаривайте с мошенником. Положите трубку. Проверьте сохранность денег на счете. Если есть вопросы, звоните в колл-центр банка»;

«Никому не говорите пароль от своего личного кабинета в мобильном приложении или интернет-банкинге»;

«Реквизиты карты: номер, срок действия, CVV/CVC-код (трехзначный код на обратной стороне карты)»;

«SMS-код для подтверждения совершаемой операции: платежа, перевода и т.д.

Эту информацию нельзя говорить, даже если человек представляется сотрудником банка и звонит с номера, похожего на номер банка. Настоящие сотрудники никогда об этом не спрашивают. Так делают только мошенники»;

«Не устанавливайте любые мобильные приложения, если об этом вас просят незнакомые люди»;

«Не переходите по ссылкам, даже если сообщение пришло от имени известного банка или компании. Нажав на ссылку, вы можете запустить вредоносный компьютерный вирус, который поможет мошенникам украсть ваши деньги с банковских счетов»;

«Не заполняйте анкеты с личными данными. Если вы прошли по ссылке, никогда не заполняйте анкеты, не участвуйте в опросах, не оставляйте информацию о себе. Чтобы узнать о настоящих акциях и розыгрышах, читайте информацию на официальных сайтах банков или страницах в соцсетях».

Первое кредитное бюро Казахстана (ПКБ) с 2022 года запустило сервис «Стоп-кредит», чтобы помочь гражданам защититься от мошенников при утере документов, выезде за границу или других обстоятельствах. Добровольное ограничение на предоставление кредитной истории подразумевает для финансовых организаций дополнительную проверку на предмет мошеннического займа.

По данным аналитиков ПКБ за полугодие, более 500 казахстанцев добровольно ограничили доступ к своей кредитной истории финансовым организациям с целью оформления на них кредита.

Если вы захотите сделать так же, то достаточно иметь ЭЦП, интернет и 400 тенге. После подписки на услугу кредитные организации не смогут получать кредитный отчет для принятия решения о кредитовании и получат уведомление о добровольном запрете на получение вашей кредитной истории.

Данное ограничение не распространяется на кредитные организации, в которых у гражданина имеется действующий заем, так как на период действия займа кредитная история должна быть доступна финансовой организации в целях мониторинга заемщика.

При необходимости в кредитовании пользователь может отписаться от услуги также в режиме онлайн на сайте ПКБ.

Юлия ПУЛИНА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Предыдущая статьяПонятно с полуслова
Следующая статьяПоверить в себя
Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные