ДомойНовостиПолитикаЗаслон коррупции

Заслон коррупции

Рейтинг акимов будут определять по качеству автомобильных дорог регионов, которыми они руководят. Об этом сообщили на заседании Правительства. Я, строитель с большим опытом, всецело поддерживаю эту мысль, как и предложение о солидарной ответственности технического и авторского надзора в гарантийный период наравне с подрядными организациями.

При этом я бы добавил, что вести рейтинг необходимо не только по качеству, но и по нормативному состоянию дорог, соблюдению графика строительства, реконструкции и ремонта дорог, то есть в комплексе. Также считаю необходимым увеличить гарантийный срок от пяти до семи лет, в зависимости от выполняемых работ, вместо трех нынешних.

Министерство индустрии и инфраструктурного развития предлагает наделить Центр качества дорожных активов Комитета автомобильных дорог полномочиями по экспертизе качества работ и материалов улично-дорожной сети. Напрашивается вопрос — как этот центр может выступать экспертом, если сам выполняет технадзор и проводит лабораторные испытания материалов в части республиканских дорог? Насколько непредвзятой будет такая экспертиза? Не лучше ли наделить центр дополнительными полномочиями по технадзору в части местных (областных, районных) автодорог? А экспертизу пусть ведут органы архитектурно-строительного контроля при МИИР РК с созданием соответствующего агентства, подчиненного непосредственно Президенту. Еще вернее было бы создать госэкспертизу с функцией экспертизы ПСД как строительства, так и реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог и республиканской, и коммунальной собственности. Только так удастся исключить конфликт интересов.

Эти идеи я высказал в своем обращении в Администрацию Президента 24 мая 2021 г. Более детально они были обсуждены на заседании у К.А. Ускенбаева, в тот период первого вице-министра МИИР РК, с моим участием. Вообще, все инспектирующие органы хотя бы в период антикризисных мер эффективно объединить в одно агентство при Президенте РК. Это стало бы проявлением одной из системных мер.

По поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева Правительство обещает привести трассы республиканского значения в нормальное состояние к 2025 году. К этому же сроку местные дороги должны быть приведены в соответствие с нормами на 95 процентов. А это миллиарды и миллиарды тенге.

Как отметил Президент, вопрос строительства транспортных артерий имеет стратегическое значение. Соответственно, он под строгим контролем. Так почему бы не ввести аналогичный рейтинг и в отношении Министерства индустрии и инфраструктурного развития, курирующего автомобильные дороги? Тогда получится и взаимное понимание, и взаимная ответственность между профильным министерством и акимами регионов.

Чтобы обеспечить объективный рейтинг акимов, самого МИИР и его профильного комитета, а также исключить коррупционные риски, нужно создать общественную комиссию в составе представителей заказчика, независимых лабораторий, общественных советов, антикоррупционного ведомства, общественных организаций, депутатов, журналистов и неравнодушных специалистов. Ведь по состоянию дорог оценивают правительство и государство в целом.

Эти меры позволят пресечь многие нарушения, совершаемые чиновниками, всеми участниками дорожного строительства, поставят надежный заслон коррупционерам.

Галым МУКАШЕВ,

общественный деятель, магистр

экономических наук, академик МАИН,

член Союза журналистов Казахстана

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Предыдущая статьяЛето цвета неба
Следующая статьяПод эгидой ООН
Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные