Сделано в Казахстане

329

Государство поддерживало и будет поддерживать востребованные проекты отрасли. Собирался ехать в Тынду — «столицу» БАМа, но на половине пути остановился и выбрал Караганду, шахтерскую столицу. Попав сюда, сел в автобус № 9, решив направиться на Ново-Карагандинский машиностроительный завод, а доехал до завода РГШО. Потом была работа на других предприятиях и, наконец, собственное дело. Вот такой долгий и непростой профессиональный путь у Геннадия Копьяка.

За его плечами — больше 40 лет машиностроительного стажа. А его отрасль сегодня — не токарные станки с шестеренками (хотя без них тоже не обойтись), а сложная цифровая техника и производственное оснащение предприятий, работающих по 47 направлениям.

— Мне повезло, я поступил в Киевский политехнический институт на специальность «Автоматизация, механизация промышленных установок», которая применяется во всех сферах машиностроения. Около 10 лет работал на секретном заводе в Украине, а потом приехал в Караганду. Сначала, конечно, как настоящий советский романтик хотел ехать на БАМ, потом решил остановиться здесь. На завод РГШО попал случайно, перепутал номер автобуса. Но увидев, что это предприятие имеет отношение к моей профессии, зашел на проходную. В тот же день меня взяли на должность мастера в монтажный цех, — рассказывает Г. Копьяк.

Семь лет он занимался ремонтом горно-шахтного оборудования, а потом специалиста-
универсала, да еще и с высокой квалификацией, пригласили на завод «Сельмаш», который являлся одним из филиалов крупного машиностроительного предприятия всесоюзного значения.

— Мне несложно было переходить от одного направления нашей отрасли к другому, потому как в наше время в вузах готовили разносторонних специалистов. В институте обучали автоматике, промышленной электронике и даже азам бухгалтерии. А сейчас выпускают только по узкому профилю, — отмечает наш собеседник.

На «Сельмаше» Геннадий Копьяк трудился до развала Советского Союза. В 90-е было сложно — машиностроение, как и все остальные отрасли, переживало не самые лучшие времена. Если до этого времени в Казахстане работали свыше 1300 крупных и средних предприятий, то потом в одночасье все рухнуло. Остались даже не цеха, а их половины, которые были приватизированы предприимчивыми соотечественниками.

Через несколько лет отрасль задышала вновь. В регион пришли крупные инвесторы, появились градообразующие предприятия. Правительство разработало программу, в которой обязательным условием была кооперация промышленных гигантов и малого бизнеса. Последние выполняли заказы для крупного бизнеса, и некогда половинчатые цеха стали превращаться в серьезные организации, которые сегодня выпускают продукцию на экспорт. В настоящее время в регионе работает порядка 100 машиностроительных заводов, а по республике их насчитывается более 600. Это, конечно, не те цифры, которые были ранее, тем не менее бизнес развивается.

— Примечательно, что в каждом регионе действуют комитеты машиностроителей, а они в свою очередь объединены в Союз. Это помогает решить множество вопросов и преодолеть барьеры. Руководители предприятий не остаются со своими проблемами наедине. Сначала они озвучиваются на областном уровне, а потом и республиканском, — говорит Г. Копьяк.

Еще один положительный момент, который отмечает собеседник, — это модернизация заводов.

— Сейчас, зайдя на предприятие, даже не узнаешь свой бывший цех — все автоматизировано, современно. Видно, что руководители подходят к делу с профессионализмом, — подчеркивает ветеран отрасли.

После долгих лет обсуждений наконец-то преодолен кадровый дефицит. Еще 10 лет назад машиностроители безустанно твердили о том, что не хватает квалифицированных рабочих. Теперь же, благодаря профильным колледжам, проблема устранена.

— Накануне профессионального праздника в Нур-Султане в онлайн-формате прошел IX Форум машиностроителей Казахстана. И было особенно приятно слушать карагандинских коллег, которые подняли не только важные вопросы, но и поделились опытом подготовки специалистов. Ряд наших предприятий открыл у себя учебные центры и теперь не ищет мастеров на стороне, — говорит
Г. Копьяк.

На форуме участников поздравил и Глава государства, который отметил, что впервые за 10 лет индустриализации вклад обрабатывающей промышленности в развитие экономики превысил долю горнодобывающей отрасли. Как сказал Президент, казахстанские машиностроители достойно справляются с поставленными задачами, расширяют номенклатуру выпускаемых изделий, внедряют новые технологические разработки, в целом находятся среди лидеров экономических изменений в стране. Государство всегда поддерживало и будет поддерживать востребованные проекты машиностроительной отрасли.

Геннадий Копьяк также уверен, что у его любимой профессии впереди большое будущее.

Самал АХМЕТОВА

Фото Александра МАРЧЕНКО