Ничего не нужно бояться, и тогда все получится, считает ветеран труда. Михаил Петраков, несмотря на свой почтенный возраст, а ему 87 лет, не наслаждается тихим пенсионерством. У него, конечно, есть дача, где полный сил ветеран труда высаживает ягоды и фрукты, но в приоритете у Михаила Сергеевича – общественная жизнь.
С деятельным тружеником тыла мы познакомились на одном из заседаний совета ветеранов угольной промышленности, где они обсуждали необходимость создания музея в Караганде. Он сразу заявил, что является многолетним читателем «Индустриалки» и все новости предпочитает узнавать со страниц нашей газеты.
В канун Международного дня пожилых людей мы пригласили Михаила Петракова в гости в редакцию. Во время долгой беседы он рассказал о своей удивительно интересной и насыщенной жизни.
– Родился и вырос я в деревне Кузнецово Белевского района Тульской области. Это центральная часть России, поэтому, когда началась Великая Отечественная война, уже осенью 41-го немец зашел в нашу деревню. Мне было семь лет. Я в семье – старший, после меня еще два брата. Отец – участник Финской войны, сразу же ушел воевать. Он пропал без вести на Курской дуге. А мы оказались в оккупации. Сначала хотели расстрелять как семью красноармейца, фашистам сдал местный староста из нашей же деревни. Но в самый последний момент немец, видимо, пожалел детей. А потом нас – мать, братьев, бабушку и деда – погнали в Германию. Бабушка там и умерла, дед же после войны вернулся в свою деревню. А мама вместе с нами бежала в Орловскую область. Как ей это удалось, до сих пор удивляюсь, – вспоминает Михаил Сергеевич.
Петраковы стали квартировать у одной из орловских селянок до 1943 года. В том же году советская армия начала наступление, а убегающие фашисты сжигали дома и расстреливали всех по пути. Девятилетний Миша вместе с братьями и друзьями спасался в блиндажах. К тому времени дети хорошо выучили повадки врага и маршрут эсэсовцев, которые всегда уходили последними и проводили зачистку территории. Это и помогло им выжить на линии фронта.
– Помню, как вдруг наступила тишина. Мы сидим в блиндажах, и я решил из него выглянуть, как увидел цепочку солдат. Не знаю как, но разглядел у одного на пилотке звездочку и стал кричать: «Наши, наши!» Ребята тут же затащили меня обратно, испугались, что все перепутал и увидел фашистов. А оказалось, действительно наши солдаты. Так освободили Орловскую и Тульскую области, – рассказывает ветеран труда.
После войны семья вернулась в родной колхоз. От дома остались одни стены, огород, где росли вишни и яблони, порос бурьяном, во дворе – блиндажи. Так у Миши закончилось детство, и он стал помогать матери по хозяйству, работал в колхозе. Но мама была не согласна с этим. Имея всего два класса церковно-приходской школы, она мечтала, чтобы дети получили хорошее образование.
– Когда я пришел из армии, то все вокруг говорили матери, что вернулся главный помощник. А она отправила меня учиться, хотя сам я подумывал остаться в деревне, – признается Михаил Петраков.
Так, благодаря самому дорогому и близкому человеку он стал жить той жизнью, о которой и не мечтал. Но сначала было горнопромышленное училище УП «Тулауголь», где еще вчерашний крестьянин приобрел профессию рабочего, став шахтным электрослесарем 5-го разряда.
– Потом к нам приехал некий представитель, которого тогда все называли вербовщиком. Он звал нас на работу в Бурят-Монголию и Казахстан. Наша бригада решила ехать в Караганду, – продолжает наш собеседник.
Работы здесь было много – шахты «Карагандинская», Стахановская, им. Байжанова – везде требовались рабочие руки. Михаила Петракова переводили с одного предприятия на другое. Одновременно он учился – сначала в Карагандинском индустриально-педагогическом техникуме, потом – в политехническом институте.
– Здесь я увидел весь цвет интеллигенции и настоящих педагогов. Многие из них были ссыльными или недавно освободившимися из Карлага. Это были высококвалифицированные мастера своего дела. Благодаря им мы получили отличные знания и передавали их позже другим поколениям, – подчеркивает Михаил Сергеевич.
Семь лет он проработал под землей, а затем был мастером производственного обучения горнопромышленного училища № 6, готовил рабочих для Казахстанской Магнитки и шахт. Далее талантливого педагога пригласили в областное управление профтехобразования: сначала инспектором, потом начальником отдела школ и училищ.
– Работа была интересная, мы проводили открытые уроки, дни мастеров, лучших педагогов. Имеющие большой стаж преподаватели всегда делились знаниями с молодежью. По сей день я уверен, если общество хочет получить грамотное поколение, то надо обучить педагогический состав, – уверен Михаил Петраков.
Из управления профтехобразования он перешел в управление угольной промышленности
КазССР – будущее ПО «Карагандауголь», где работал до выхода на пенсию более 40 лет.
Благодаря Петракову был создан архив угольщиков, в котором теперь каждый горняк может получить справку о стаже работы. Он помогал разрешать социальные вопросы горняков, в которые входили лечение, отдых, льготы и т.д. И сейчас, входя в состав совета ветеранов угольной промышленности, Михаил Сергеевич продолжает говорить о необходимости улучшения жизни простого горняка. И очень хочет, чтобы Караганда по-прежнему оставалась шахтерской.
Самал АХМЕТОВА
Фото Александра МАРЧЕНКО