Home Новости Общество Всем педагогам школ необходимо пройти курсы по инклюзивному образованию

Всем педагогам школ необходимо пройти курсы по инклюзивному образованию

Такую задачу поставила руководитель управления образования Карагандинской области Гульсум Кожахметова.

Чтобы дети с особыми образовательными потребностями не отставали по школьной программе, их должны обучать педагоги, имеющие соответствующую квалификацию.

К сожалению, в последнее время в регионе участились случаи недовольства со стороны родителей, что их дети не имеют возможности получать полноценное образование.

Свободный доступ

Выяснилось, что в регионе по-прежнему остро не хватает логопедов и дефектологов. Школьниками с особыми образовательными потребностями  некому заниматься. Поэтому они сильно отстают по программе и не получают необходимого развития.

 Одной из важных задач системы образования стало внедрение инклюзии.  В общеобразовательное пространство должны включаться все дети, в том числе с ограниченными возможностями в развитии.

Чтобы это осуществить, семьи, воспитывающие детей с особыми потребностями, должны иметь возможность свободного выбора школы для обучения своего ребенка. В любом случае – потребности ребенка должны быть удовлетворены в полном объеме.

Для того чтобы наладить этот процесс, управление и отделы образования проводят онлайн-встречи с родителями.

– В Карагандинской области проживает около 15 тысяч детей с особыми образовательными потребностями, из них 2 275 — дети с инвалидностью, – рассказала заместитель руководителя управления образования Бактыгуль Адекенова. – За последние два года существенно расширилась сеть специальных организаций образования.

Больше кабинетов коррекции

В регионе работают шесть психолого-медико-педагогических консультаций, два реабилитационных центра. Недавно был открыт первый центр для работы с детьми с аутизмом. Действуют восемь кабинетов психолого-педагогической коррекции и семь кабинетов поддержки инклюзии при школах. Причем три из них – открыты в Караганде в этом учебном году.

Они пользуются большим спросом, в них работают специалисты, прошедшие подготовку благодаря корпоративному фонду «Болашак». До 2025 года планируется открыть еще одну ПМПК в областном центре, а также шесть кабинетов коррекции в Шетском, Нуринском, Бухар-Жырауском и Актогайском районах, в Сарани и Балхаше.

— Условия для инклюзивного образования созданы в 45% детских садов, 81% школ и 55% колледжей, — добавила Б. Адекенова. — В школах учатся 2 836 детей с особыми образовательными потребностями, из них 321 — в спецклассах для детей с задержкой психического развития и нарушением интеллекта. Еще 653 ребенка обучаются на дому. В процессе инклюзивного обучения задействованы 6 712, или 42,8%, педагогов области, все они прошли обучение. 153 предметника окончили курсы переподготовки по специальности «Дефектология», что значительно снизило потребность в логопедах.

С прошлого года на базе КарУ им. Букетова запущены курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию. Практическая часть проводилась специалистами основного ресурсного центра при школе № 27 — за полгода там обучили 405 педагогов. Еще 54 прошли курсы в Национальном научно-практическом центре развития инклюзивного и специального образования в г. Алматы. Два года подряд исполняется госсоцзаказ на обучение педагогов и родителей методике поведенческого анализа для работы с детьми с расстройством аутистического спектра.

Кроме того, за счет местного бюджета выделены штатные единицы педагогов-ассистентов, дефектологов, логопедов, психологов. Так по рекомендации ПМПК в школах области сейчас работают 163 педагога-ассистента, в том числе в сельских учреждениях. Дети с нарушениями зрения и интеллекта, посещающие общеобразовательные школы, полностью обеспечены специальными учебниками.

В школах нет логопедов

Однако, несмотря на принимаемые меры, одной из главных проблем внедрения инклюзивного образования в нашем регионе остается острая нехватка логопедов-дефектологов.

Дети с задержкой речевого развития по рекомендации психолого-медико-педагогических консультаций нередко обучаются в обычных классах по общеобразовательной программе. Но им требуются дополнительные занятия с логопедами, которых в штате школ просто нет.

Так, на отсутствие психолога и логопеда-дефектолога пожаловалась мама ученика средней школы № 10 Каркаралинского района. На руках имеется заключение ПМПК о необходимости занятий с ребенком с недоразвитием речи, однако такого специалиста в учебном заведении нет.

         Такая же проблема в школе № 16 поселка Актас. Трое детей с задержкой речевого развития не могут полноценно учиться, так как в штатном расписании нет ставки логопеда-дефектолога. В поселке Сарышаган Актогайского района особенных школьников гораздо больше, а специалист в населенном пункте отсутствует. Родителям обещали, что логопед будет приезжать к ним из Приозерска, но воз и ныне там.

Папа шестиклассника школы № 101 Караганды тоже озвучил такую проблему. Ребенку поставлен диагноз ЗПР, есть рекомендация обучаться на дому. Все учителя-предметники его исправно посещают, а вот логопеда родители в глаза не видели. Педагоги стараются, но неговорящему ребенку от них пользы мало.

Все эти жалобы руководитель управления образования Гульсум Кожахметова поручила решить в ближайшее время.

 — Все педагоги школ должны пройти курсы по инклюзивному образованию, потому что мы не знаем, когда в это учебное заведение придет особенный ребенок. Сейчас мы обучили около половины педсостава, учителям необходимо использовать полученные знания на практике. До 2025 года все школы без исключения должны быть готовы к инклюзии, — пояснила Г. Кожахметова.

Светлана СВИЧ

Exit mobile version