Home Новости Общество В спецназе — только профи: история жизни Шукыржана Кулжанбека

В спецназе — только профи: история жизни Шукыржана Кулжанбека

Есть такая профессия – защищать свою Родину

– Я родился в селе Успенка, рядом с Агадырем. В соседнем доме жил дедушка, Егинбай Кордабаев, хорошим был человеком, ребятишек постоянно баловал. И вот однажды 9 мая он появился на улице – в офицерской форме, в портупее, на груди блестели ордена и медали. Наверное, именно тогда я решил, что стану военным, и непременно капитаном.

Как говорится, мечты сбываются, в запас вышел в звании капитана, – говорит ветеран боевых действий на таджикско-афганской границе Шукыржан Кулжанбек.

В Таджикистан отправился сразу после срочной службы, которую проходил во внутренних войсках в Петропавловске. Рассказывает, что хотел пойти на службу в милицию, однако судьба распорядилась иначе.

– В армию пошел поздно, мне тогда исполнилось 22 года. Тогда я уже женился, у нас с супругой был ребенок. В военкомате меня даже хотели освободить от службы, однако я уперся, сказал, что все равно хочу быть призван. Меня отправили в войсковую часть 5572. Первым моим командиром батальона был нынешний министр обороны Казахстана Руслан Жаксылыков. А бригадой командовал генерал Умутбек Санабаев – легендарная личность, «афганец», впоследствии ставший заместителем командующего внутренними войсками МВД РК и курировавший подразделения специального назначения. У меня с ним сложились хорошие отношения, он всегда помогал молодым солдатам – и делом, и советом. Отслужил год без нареканий и замечаний, – рассказывает Шукыржан Кулжанбек.

Вернувшись домой, парень подал документы для службы в органы внутренних дел. И чтобы скоротать время ожидания, поехал в отпуск в южную столицу. Решил навестить старого командира.

– Захожу в кабинет, а там сидит его супруга, Лидия Борисовна Санабаева, с которой я был хорошо знаком. Она усадила меня за стол, стала расспрашивать про житье-бытье. К этому моменту и генерал уже подошел. Когда узнали, что собираюсь в милиции работать, изменились в лице. Лидия Борисовна спросила у мужа: «И ты его так отпустишь?» Сразу вызвали начальника кадрового отдела, дали ему задание – оформить меня в течение недели. Так я снова оказался в войсках, а через некоторое время в звании старшины роты отправился служить в Таджикистан. Это был 1999 год, – вспоминает капитан запаса.

В состав отдельного сводного стрелкового батальона казахстанской армии, который вместе с воинскими частями стран СНГ обеспечивал охрану таджикско-афганской границы, входило пять рот: одна от внутренних войск, две – от Министерства обороны, еще две – от Пограничной службы КНБ РК. Подразделения были распределены по блокпостам. Шукыржан Кулжанбек вместе с товарищами стояли близ села Калаи-Хумб – административного центра Дарвазского района Горно-Бадахшанской автономной области. Здесь он познакомился с особенностями службы в местности, расположенной на три тысячи метров выше уровня моря.

– Если помните физику, то знаете, что температура кипения воды в горах меньше, чем на равнине. Чайник на открытом закипал буквально через несколько минут. При этом сверху вода горячая, снизу – холодная. Мясо было практически невозможно сварить, на это уходило много часов. Обстановка была неспокойная, через границу пытались пройти отряды боевиков, сопровождавшие караваны с наркотиками, периодически с ними возникали перестрелки. В стране недавно закончилась гражданская война, кроме того, еще совсем свежими в памяти казахстанских воинов были события, развернувшиеся в Пшихаврском ущелье 7 апреля 1995 года. Тогда, 29 лет назад, в горном ущелье Пшихавр завязался неравный бой казахстанской роты внутренних войск с превосходящими силами бандформирований из сопредельной стороны. Он забрал 17 молодых жизней, многие получили ранения. Но наши воины с честью выполнили свой воинский долг и остались верны военной присяге, не уронив чести и достоинства «Казбата». Сейчас в горном ущелье Таджикистана установлена памятная доска в напоминание о том, какова цена мира и спокойствия. Я был на этом месте, поклонился нашим погибшим боевым товарищам, – отмечает Шукыржан Кулжанбек.

С 1993-го по 1999 год свыше двух тысяч солдат и офицеров из частей оперативного назначения внутренних войск (ныне – Национальная гвардия РК) выполняли боевые задачи на таджикско-афганской границе в составе отдельного стрелкового сводного батальона Республики Казахстан. Карагандинец служил здесь почти шесть месяцев. Вернувшись на Родину, сдал экзамен на право ношения крапового берета, преодолев серьезные испытания. Проходил службу в войсках специального назначения, становление которых тесно связано с именем нынешнего министра обороны РК Руслана Жаксылыкова.

В спецназе служат только профессионалы – те, кто заключил контракт на прохождение военной службы, срочников там нет. Допуск к экзамену на спецназовскую зрелость нужно заслужить. Желающие получить отличительный атрибут должны прослужить в спецподразделении не меньше года и при этом не иметь взысканий. Кандидатуры утверждает командир. И только после этого претенденты допускаются к экзаменам, которые представляют собой проверку профессиональных качеств и боевого мастерства, испытание на стойкость и выносливость, умение работать на пределе человеческих возможностей. Здесь проверяются физические качества военнослужащих (в тест входят бег на три километра и  сто метров, подтягивание, акробатика, приемы рукопашного боя, преодоление полосы препятствий, метание холодного оружия), навыки высотной подготовки, умение настроить радиостанцию и войти в связь, вождение бронетехники и объем знаний по боевой подготовке. Нужно и отменное здоровье. Все вышеперечисленные нормативы нужно сдать на «хорошо» и «отлично», иначе кандидат ко второму этапу допущен не будет.

Второй этап является основным квалификационным испытанием. Он включает в себя 25 нормативов по боевой и специальной подготовке и проводится на дистанции 75 километров. Время на его прохождение очень сжатое, причем на каждом этапе проверяются элементы боевой слаженности группы. Завершается экзамен традиционным для спецназа спаррингом с несколькими противниками, один из которых – обладатель крапового берета. По завершении квалификационного испытания Центральным советом краповых беретов Республики Казахстан принимается решение о вручении символов спецназа внутренних войск.

– Как бы пафосно это ни звучало, но есть такая профессия – Родину защищать. Этому я посвятил практически всю свою жизнь. Даже когда уволился в запас в 2018 году, решил, что могу послужить стране, занимаясь общественной работой. Как депутат Карагандинского городского маслихата стараюсь оправдать доверие населения. Часто встречаюсь с молодежью в школах и вузах, рассказываю о своем жизненном пути, о важности быть патриотом своей страны, служить ей верой и правдой, – говорит наш собеседник.

Фархат КИНЖИТАЕВ

Фото Александра МАРЧЕНКО

и из архива Егинбая Кордабаева

Exit mobile version