Поставить диагноз пациенту, который не может пожаловаться, что и где у него болит, – это целое искусство. Лежит малыш, пылает от температуры, плачет, а родители сходят с ума от беспокойства, не знают, чем помочь, и терзают вопросами врача. И здесь педиатру приходят на помощь не только знания и опыт, но и интуиция. Ведь маленькие значительно отличаются от взрослых – у них своя анатомия, особенности течения болезней и реакции.
Порой с одного взгляда Галина Еремичева может предположить – и чаще всего это оказывается верным – что именно болит у младенца, с чего нужно начинать обследование и чем помочь прямо сейчас. Более тридцати лет кандидат медицинских наук, профессор кафедры педиатрии и неонатологии Медицинского университета Караганды, отличник здравоохранения работает в областной детской больнице. К детскому гастроэнтерологу, эндокринологу и неонатологу мамы везут своих чад со всего региона.
Галина Георгиевна с детства мечтала стать медиком. В своем сочинении на выпускном экзамене она написала, что хочет стать врачом, и решила начать с азов. По окончании школы поступила в медучилище на сестринское дело, два года отработала медсестрой, пять лет занимала должность старшей медсестры, прошла все этапы становления специалиста.
– Я очень благодарна судьбе за то, что мне на жизненном пути попался правильный наставник – он увидел во мне потенциал и посоветовал поступить в институт, – рассказывает профессор. – Я сильно сомневалась, ведь у меня уже была профессия, да и начинать снова учиться через столько лет было трудно. Но меня убедили попробовать. До этого я работала только со взрослыми, но поступать решила на педиатрический факультет.
После окончания учебы для прохождения интернатуры меня направили в городскую больницу Сарани, где я осталась работать участковым врачом на год. Хорошо помню своего первого маленького пациента. Когда шла работать, думала: институт окончила, знания есть, за спиной практика медсестры – справлюсь. А пришла на вызов и столкнулась с реальностью. Грудной малыш лежит с температурой, ничего не ест, очень беспокойный. Послушала легкие, пальпировала живот – все нормально, и я разволновалась, стушевалась, что не могу найти причину. И только когда осмотрела рот, обнаружила сильнейший стоматит. С тех пор через мои руки прошло огромное количество детей, и опыт часто подсказывает с первого раза, в чем проблема ребенка.
Педиатры – особые люди, говорит врач. Наверное, потому что всегда находятся среди маленьких пациентов, у них другая энергетика, взрослые ею «подзаряжаются» и находятся на одной волне.
– Когда мы с коллегами на передвижных медицинских комплексах приезжали в отдаленные села, жительницы говорили, что сразу «вычисляли» во мне педиатра, – смеется собеседница. – К детям нужно подходить с улыбкой, общаться с шутками, в игровой форме, ни в коем случае не пугать. Стараемся в отделении не надевать белых халатов, потому что больные детки привыкли: появился человек в белой форме – жди процедур, боли и т.д. Поэтому наши сотрудники ходят в голубой, сиреневой, розовой форме, надевают шапочки с цветными узорами. Важно, чтобы ребенок нам доверял, а мамы были спокойны.
На педиатрический факультет абитуриенты шли осознанно. Те, кто не чувствовал тяги к детям, просто не могли учиться дальше и со временем переводились на другие специальности. Когда по всей стране в вузах закрыли специальность «Педиатр», это было огромной ошибкой. К счастью, в Медуниверситете уже второй год набирают будущих детских врачей.
– С первого курса студенты изучают анатомо-физиологические особенности детей, потому что зачастую они сильно отличаются от взрослых. К примеру, у детей печень большего размера, и это нормально, но такое нужно знать. А сейчас, когда его на УЗИ смотрит «взрослый» специалист, в итоге ставит неправильный диагноз и пугает родителей. Маленькие дети не умеют откашливаться, им нужна помощь в виде массажа и других манипуляций, и об этом тоже нужно знать. Поэтому для детей от рождения до шести лет должен быть свой отдельный доктор, – убеждена педиатр.
Не будем скрывать, что детских специалистов в регионе можно пересчитать по пальцам. Поэтому к столь опытному доктору стремятся попасть многие мамы. А самые главные ее дети – это, конечно, студенты. Им она посвящает очень много времени и отдает все силы – хочет, чтобы они стали достойными преемниками и возродили былой уровень педиатрии. Студенты считают ее строгим преподавателем, но понимают: просто наставник хочет, чтобы они максимально переняли все знания и стали хорошими врачами.
Профессия помогла Галине Георгиевне и семью создать. Она вышла замуж за однокурсника, так что семья получилась медицинская. Муж работает детским реаниматологом – работа очень трудная, с ненормированным днем. Бывает, что и из отпуска отзывают на срочную операцию, поэтому супруги друг друга уважают и относятся к занятости с пониманием. Сын тоже намерен пойти по стопам родителей – учащийся Назарбаев интеллектуальной школы еще в трехлетнем возрасте решил стать стоматологом и пока от своего решения не отступил.
Несмотря на очень плотный график, в нем для отдыха тоже есть время. Каждую зиму всей семьей Еремичевы уезжают в местный санаторий, а летом – на любимый Иссык-Куль, отдыхать, купаться и витаминизироваться. Ожидаемо, что самым главным праздником в семье врачей считается День медицинского работника. Накануне они с коллегами вместе идут в ресторан, а в сам праздник с семьей или друзьями берут палатки, любимую собаку и уезжают на берег озера жарить шашлыки и отдыхать.
Светлана СВИЧ
Фото Александра МАРЧЕНКО