Народный устав

253

Барлыбек Сыртанов — основоположник Конституции Казахстана. 30 августа в Казахстане празднуется День Конституции, так как именно в этот день в 1995 году был принят текст Основного Закона Республики Казахстан на всенародном референдуме. Затем 5 сентября он был опубликован
во всех центральных газетах РК.

Это наша третья Конституция. В советское время были приняты Конституция КазССР в 1937 г. и вторая — в 1978 г. Третья, инициированная Елбасы, — в 1995 году. Однако мало кто знает (кроме историков и правоведов), что самый первый текст Конституции казахов был создан 13 июня 1911 г. истинным патриотом Барлыбеком Сыртановым. Создал он его тогда по инициативе и просьбе Алихана Бокейханова (основоположника партии «Алаш», просуществовавшей с 1917-го по 1921 г. со столицей в г. Жана-Семее), когда находился в Санкт-Петербурге вместе с ним в те годы.

Барлыбек Сыртанов родился весной 1866 года в образованной и авторитетной семье рода кулшан, ветви рода каптагай-матай, племени найман Сыртана Бокина. Жили на зимовке отца в местечке Суттіген, что рядом с центральной усадьбой бывшего совхоза «Кызылту» Аксуского района Алма-Атинской области.

Впервые исследования о нем начал собирать в 1965 году его земляк из Аксуского района, почетный профессор университета им. И. Жансугурова, фронтовик и писатель Танирберген Калилаханов. В те годы еще были живы дети Б. Сыртанова, и Калилаханову удалось встретиться с его сыном Абдул-Кадыром и узнать от него биографию великого основоположника Конституции казахов. Впоследствии Абдул-Кадыр вручил Калилаханову свою тетрадь — дневник с описанием жизни отца и его самого с датой — 19.04.1967 г.

Т. Калилаханов опубликовал самую первую статью о Б. Сыртанове в журнале «Ақиқат» под названием «Сыртанов Барлыбек кім еді?» Дочь Калилаханова, бывший партийный и советский работник Гульша Танирбергенова сохранила все документы отца-писателя и передала тетрадь Абдул-Кадыра молодому исследователю наследия Барлыбека Сыртанова, ученому Елдосу Токтарбаеву. Тот вновь опубликовал текст дневника Абдул-Кадыра Сыртанова под названием «Сары дәптердің сыры». Она доступна в интернете.

После Т. Калилаханова очень глубокое исследование жизни и деятельности Барлыбека Сыртанова провел известный ученый Сакен Өзбекулы по заданию своего учителя и руководителя его диссертации — академика С.З. Зиманова. Результатом его научных исследований стала книга «Барлыбек Сыртанов», изданная в 1996 году. С. Өзбекулы сумел найти тогда еще живую дочь Барлыбека — 82-летнюю Ханифу. Она рассказала, что когда-то давно вынуждена была закопать все рукописные труды отца после ареста своего мужа по 58-й статье только за то, что он был женат на дочери Б. Сыртанова. Если бы они нашли рукописи, то тогда была бы арестована вся семья. Мужа позже расстреляли как «врага народа». Лишь когда пошла волна реабилитации, она выкопала их, хранила дома и во время встречи с С. Өзбекулы передала ему все записи. В том числе и текст его книги «Дәрілік өсімдіктер» — «Лекарственные травы».

Гениальный человек гениален во всем. Пока Барлыбек в 1911 году находился в Санкт-Петербурге, он успел выучиться на трехмесячных медицинских курсах в медуниверситете. По приезде на Родину составил текст этой книги. Еще одной заслугой С. Өзбекулы явилось учреждение премии имени Барлыбека Сыртанова в общественно-научной Академии юристов и правоведов, вручаемой раз в год за выдающиеся труды по юриспруденции.

В разные годы о Барлыбеке Сыртанове и его вкладе в становление партии и государства «Алаш», Конституцию Казахстана писали в своих трудах писатель Шәкен Күмісбайұлы, ақын Өтепберген Ақыпбекұлы, писатель Ж. Дулатбекұлы, краевед М. Қазбанбетов, д.ю.н. Ш. Тлепина, д.ю.н. Н. Дулатбеков, д.и.н. О. Мұхатова, к.ю.н. Б. Сыздықов, к.ю.н. О. Исенов, Б. Карибаев, К. Омаров и другие. Поэтесса Гүлбақыт Қасенова написала поэму «Алаштың Барлыбегі», опубликованную в областной газете «Жетісу». Но самым фундаментальным исследованием за последние годы можно считать труды молодого ученого — земляка Б. Сыртанова Елдоса Токтарбаева. Не углубляясь в их анализ, отмечу, что он провел колоссальную исследовательскую работу, результаты которой, по его словам, будут опубликованы в двух томах.

Из детства — в зрелость

Когда Барлыбеку исполнилось 7 лет, его отец, будучи на своем жайлау в Арасане, отвез двоих своих детей Барлыбека и Турлыбека в Капал, поставил возле школы юрту и оставил там обоих с их матерью. Попросил директора начальной школы принять их на обучение на русском языке, что тот и исполнил.

Оба учились очень хорошо, поэтому директор школы подал ходатайство губернатору в г. Верный с просьбой принять на обучение в гимназию братьев с выделением стипендии из губернаторского фонда. В это время сам Сыртан участвовал в торжествах по приему генерал-губернатора Семиречья Колпаковского в Капальском уезде. Два дня сопровождал его и тоже попросил принять детей в гимназию. В делегации Колпаковского был знаменитый поэт Жамбыл Жабаев, который, восхищенный заботой Сыртана о своих детях, написал стихотворение:

«Қыдырaлы, Құлшaннaн,

Құлaш ұрғaн Сырттaным.

Жерді болжaп күн шaлғaн,

Жүрегіңді ұққaнмын.

…Сендей қaзaқ жоқ шығaр,

Үміт қылғaн бaлaдaн.

Екі бaлaң жетілсе,

Құтылaрсың тaбaдaн.

Дәметемін жетімше,

Сендей білгір aғaдaн».

Получается, Барлыбеку дал бата знаменитый Жамбыл, и тот полностью оправдал его слова. Дети благополучно окончили гимназию. Турлыбек вернулся, позже работал толмачом, а вот Барлыбека как отличника по ходатайству директора гимназии Д. Новака направили в Санкт-Петербург, где он хотел поступить в медицинскую академию. К сожалению, по документам он не прошел туда, и тогда его приняли в Санкт-Петербургский Императорский университет на факультет восточных языков. Известно, что, учась в университете, Барлыбек помогал знаменитому химику Менделееву в переводах научных трудов по химии с восточных языков. Организовал землячество совместно с Б. Қаратаевым, Ж. Сейдалиным, М. Сердалиным и А. Темировым, обучавшимися в Санкт-Петербурге.

По окончании университета в 1890 году он был направлен в Ташкент, где заведовал канцелярией губернатора Туркестанского края. Через пять лет его направили в г. Верный, в распоряжение военного губернатора Семиречья, где он 4 года занимался размежеванием границы с Китаем. В 1908 году уволился со службы по собственному желанию.

Находясь в городе Верном, в декабре 1910 года организовал съезд мусульман в с. Узанагаш для составления прошения на имя императора России. В нем говорилось о притеснениях со стороны местной власти при разделе земли между казахами и приезжими переселенцами, направленными в Семиречье по реформе Столыпина. Направив прошение и не дождавшись ответа, решил сам поехать в Санкт-Петербург и лично вручить документы в канцелярию императора. Деньги на дорогу дал татарский купец Кудус Габдул-Валиев и по мелочам собрали участники съезда. В Санкт-Петербурге пришлось прожить более четырех месяцев, ожидая результата, где он снова сошелся в Алиханом Бокейхановым — бывшим депутатом Государственной думы 2-го созыва. Алихан был в Петербурге с целью восстановления избирательных прав казахского народа, которых их лишил Столыпин своим «Законом о выборах» от 3 июля 1907 года, принятого в день разгона ІІ Государственной думы. Они и раньше были знакомы, когда Барлыбек еще учился в университете. Алихан Бокейханов, зная острый ум и широту знаний Барлыбека, попросил его составить текст первой Конституции казахов, так как в Госдуме он когда-то начинал отстаивать свою мечту о создании Автономной Республики казахов в составе России и планировал в будущем добиться своего.

Барлыбек три месяца трудился в библиотеках Санкт-Петербурга, просмотрел конституции США и всех европейских государств. Текст написал арабским шрифтом и закончил 13 июня 1911 года, назвав «Қазақ елінің Уставы» и подписав его своим литературным псевдонимом – «С.Б. Алашинский». Текст был передан Алихану Бокейханову, который, переписав его, вернул самому Барлыбеку. Так как закончились деньги, а обещанные друзьями средства не были собраны, он вынужден был уехать из Санкт-Петербурга, не дождавшись письменного ответа канцелярии императора России. К сожалению, сырой климат и холода возбудили у него туберкулез, что послужило основной причиной отъезда.

Приехав на Родину, он продолжил свою деятельность по защите прав казахов. Уговорил детей своего родственника Мамана Турысбека кажы создать школу в местечке Карагаш Аксуского района. Сын Мамана Сейтбаттал Маманов, побывав в Верном у Сыртанова, взял план мужской гимназии Верного и по ней построил школу «Мамания мектебі». Помог поступить в гимназию будущим гениям Алаш Орды — Мухамеджану Тынышпаеву, С. Аманжолову, Оразу Жандосову, Жубанышу Борибаеву и многим другим. Защищал казахов Аксуского района от притеснений полковника Абакумова, который руководил казачьим пикетом у реки Аксу.

В газете «Семиреченские областные ведомости» открыл рубрику «Туземный отдел» и публиковал статьи о бесправии казахов. В 1913 году он вернулся на зимовку отца в Суттіген, чтобы кумысом поправить здоровье, но, так и не выздоровев, умер 26 ноября 1914 года.

Автономное и независимое

А. Бокейханов ввел его труд в Программу партии «Алаш», который опубликовали в газете «Қазақ» 21 ноября 1917 г. Оригинал текста, сохраненный дочерью Барлыбека Ханифой и переданный ею затем Сакену Өзбекулы в 1981 году, впервые был опубликован им в 1992-м в газете «Түрік бірлігі» через 11 лет после обнаружения.

«Устав Қазақ елі» состоит из «Введения» (преамбулы), четырех разделов: «О самостоятельной республике Казахская страна», «О правах человека», «О Казахской земле», «О суде», состоящих из 28 статей. Текст опубликован в трудах вышеуказанных авторов и есть в свободном доступе в интернете. Поэтому, не анализируя его полностью, коротко остановимся на первом разделе.

Основная цель «Устава» — это освобождение Казахстана от зависимости России и создание автономного и независимого государства казахов. Это должно осуществиться парламентским путем, через деятельность съезда депутатов, избранных народом.

Эту цель он раскрыл во «Введении»:

«В новое время мирным путем, без стрельбы и войны, не проливая крови, чтобы быть на своей земле страной с собственным правительством и быть в дружбе со всеми другими странами [мы] учреждаем Республику Страна казахов. Отношения с Россией должны строиться на принципах доминиона, по примеру Британских доминионов. Верховная власть должна принадлежать парламенту (Ұлт мәжілісі), которая избирает Президента и Вице-Президента на 4 года. Президент не может переизбираться более двух раз».

У Сыртана, кроме Барлыбека и Турлыбека, было еще трое сыновей: Керімбек, Молдахмет, Кенжехан. От Керімбека трое сыновей — Боранхан, Кылышхан, Болатхан. Дочь Болатхана Нуржікен Болатханова была замужем за братом моего деда — Сыздыковым Нуртлеу, жителем с. Аксу Аксуского района Алматинской области. Она всегда гордилась своими корнями и частенько восклицала: «Мен Сырттанның қызымын!» До развала СССР мы не понимали ее гордости, считая, что хвалится тем, что она дочь какого-то бывшего бая. Лишь после появления публикаций о Барлыбеке Сыртанове мы поняли, о каких дедах она с гордостью говорит. Ведь советская власть всегда замалчивала информацию о великих казахах, внесших вклад в Казахстан.

В селе Кызылту, переименованном в 2013 г. в «Сыртанов ауылы», жил еще один потомок Сыртана, сын Боранхана — Мырзабек Боранханов, великолепный учитель средней школы. В Алматы живут прямые потомки Барлыбека, например его внук Самед, доктор экономических наук. Жаль, что наша бабушка Нуржікен умерла, так и не узнав о достижениях дедов — Сыртана и Барлыбека.

Наверное, надо не только переименовать село в «Аул Сыртанова», но и поставить там памятник, создать музей его имени, в котором хранились бы все документы. А то ведь они разбросаны по архивам — в республиканском в Алматы, областном в Талдыкоргане, частных архивах у С. Өзбекулы, Е. Токтарбаева и других. А самое главное — хорошо было бы вернуть архивные документы из Санкт-Петербурга и сосредоточить их все в одном месте — музее на родине казахского патриота Барлыбека Сыртанова.

 Алмас КОПТЛЕУОВ,

пенсионер, врач, исследователь