Home Новости Общество Как могут получить поддержку женщины, которые оказались в критической ситуации?

Как могут получить поддержку женщины, которые оказались в критической ситуации?

Дом мамы – словно ступень в новую жизнь. Здесь каждая обратившаяся обретает уверенность в завтрашнем дне и принимает полную ответственность за свое будущее.

Вопреки общепринятому мнению о роли слабого пола, сейчас немало женщин, которые реализовались не только в семье, но и достигли фантастических успехов в карьере. Однако есть и другая сторона медали, которую часто замалчивают. И порой кажется, что проблем вовсе нет. А зря. Речь пойдет о тех женщинах, которые оказались в современном цивилизованном обществе совершенно одни со своими проблемами.

Одним об этом стыдно говорить вслух. И есть страх, увы, небеспочвенный, что не поймут, осудят. И еще: «Кому я нужна с ребенком на руках?», «Я не смогу прокормить себя и детей!» По этим причинам кто-то продолжает терпеть домашнее насилие, закрывая глаза на собственное здоровье, а другие и вовсе отказываются от своего чада, совершая нравственное преступление: оставляют невинных младенцев в общественных туалетах и мусорных баках как ненужную вещь.

Как могут получить поддержку женщины, которые оказались в критической ситуации? Насколько они осведомлены о том, что существуют центры помощи? На удивление, о существовании подобных центров знают многие. Обращаются туда с разными судьбами: кому-то негде жить, у кого-то сложное финансовое положение, от кого-то отвернулись самые близкие люди из-за того, что, девушка, забеременев, опозорила родителей. А некоторые убежали из дома от побоев и издевательств мужа. Но всех их объединяет одно – тяжелая жизненная ситуация. На помощь приходят общественные организации. Одна из них – Дом мамы – вот уже более десяти лет выполняет эту миссию, протягивая руку помощи женщинам и их детям.

Общий дом

В глаза бросается довольно большой красивый дом, огороженный высоким забором, с балконом и выходом на задний двор. На свежем воздухе сушатся детские вещи – ползунки и распашонки. К большому дереву укатился разноцветный мячик. На небольшом участке земли растут овощи, как говорится, витамины для детей. Перед входом в дом в один ряд стоит несколько колясок. Сейчас здесь проживают четыре мамы с детьми. Здесь они хоть и временно, но обрели дом. Со стороны они смотрятся как родственники, члены одной большой семьи. И сразу не разберешь, где чей ребенок, – подруги по несчастью нянчат малышей, не деля на своего и чужого.

Разочарованные, когда-то униженные, они учатся быть счастливыми, без тревоги испытывать радость материнства. Каждая из них хозяйка в доме: содержать жилье в чистоте и порядке – одно из условий центра. Так же, как и самостоятельно готовить еду. По определенному графику дежурят: кто-то по дому, кто-то на кухне. Даже хлеб пекут своими руками. А всем необходимым обеспечивает общественный фонд Дом мамы. Республиканский социальный проект финансируется казахстанскими бизнесменами. В каждом крупном городе страны работает ресурсный центр. В Караганде он открылся еще в 2014 году. Сегодня решается вопрос открытия нового дома в Туркестане.

У сиротства нет национальности

Благотворительный фонд вышел и на международную арену – подобные дома появились в Узбекистане и Украине, скоро распахнут двери в Турции и Азербайджане. Казахстанскому уникальному проекту нет аналогов в мире, радует и то, что зарубежные страны перенимают наш опыт. А инициаторами проекта стали наши отечественные предприниматели. Идейный вдохновитель и учредитель фонда Айдын Рахимбаев говорит: «У сиротства нет национальности, и мы хотим жить в стране, где нет сирот!»

Если раньше брошенных мам принимали с четко ограниченной возрастной планкой до 35 лет, то сейчас такого нет. Это касается и детей. Здесь их окружат заботой, пока они не пойдут в школу. Максимальный срок проживания – полгода. Как говорит региональный специалист проекта «Ресурсный центр «Дом мамы» ОФ «Ана үйі» Надежда Жалбаева (на снимке сверху), они тесно сотрудничают с социальными работниками, медиками, полицейскими. Также подписан меморандум с акимом области.

– Оказываем юридическую, медицинскую, психологическую помощь, – рассказывает Н. Жалбаева. – Сотрудничаем с кафедрой социальной работы и социальной педагогики Карагандинского университета, будущие соцработники у нас проходят практику, очень здорово помогают нашим мамам по уходу за ребенком. К нам часто обращаются из дальних сел области. Когда принимаем женщин, подписываем договор об оказании помощи, они официально регистрируются в нашей базе учета.

Такой информационный учет дает нам возможность анализировать нашу работу. Какое количество женщин обучилось, сколько человек трудоустроили, кому оказали медицинскую помощь. Все, начиная с продуктов питания, одежды, средств личной гигиены, обучающие курсы и многое другое, оплачивается за счет средств меценатов.

Нередко приходят на помощь местные волонтеры и бизнесмены. Есть и добровольцы, которые оказывают денежную помощь фонду онлайн, а также предоставляют разовые обучающие акции, допустим по выпечке. Это очень разбавляет повседневную жизнь мам.

Вместе легче выжить

Подопечные, которые попадают сюда в состоянии тяжелой депрессии, учатся справляться с психологическими травмами, для них решают правовые и социальные проблемы. За время, что находятся в центре, они проходят краткосрочные обучающие курсы по востребованным специальностям, с ними регулярно проводят коллективные тренинги, мастер-классы по освоению определенных навыков. Некоторые из них успевают устроиться на работу.

Есть свой мини-швейный цех. Обитательницы настолько сближаются, что по истечении шести месяцев вместе снимают жилье, по очереди ходят на работу, чтобы было кому присмотреть за детьми, тем самым объединяют силы и возможности: ведь вместе легче выжить!

Конечно, найти работу женщине с ребенком на руках сложно. Но есть республиканская волонтерская сеть, которая обучает и трудоустраивает. В основном это такие специальности, где можно работать из дома, – копирайтер, SMM, таргетолог, бухгалтер. Также благодаря активной работе центра удалось сократить отказников от детей почти на 70%.

Свои правила

– На момент, когда мы принимаем маму, мы проговариваем правила пребывания в нашем доме, – объясняет специалист. – Обычно эти обязательства выполняются. В нашем договоре четко указаны все права и обязанности жильцов. Например, запрет на курение, распитие алкогольных напитков, употребление наркотических веществ, проведение шумных посиделок, привод посторонних людей вне определенного на то времени.

В доме установлено видеонаблюдение, которое обслуживает охранная организация, имеется тревожная кнопка, дом сотрудничает с правоохранительными органами. Есть распорядок дня с четырехразовым питанием, но кухня всегда открыта. Сюда не всегда приходят женщины с навыками готовки еды или других хозяйственных дел, но они учатся друг у друга.

В редких случаях им продлевают срок проживания, но для этого нужна особо уважительная причина: например, у женщины нет документов, удостоверяющих личность, или ребенок проходит лечение. Но в целом задача учреждения – уложиться в рамки, постараться максимально адаптировать женщин за отведенный срок. В этом помогает Программа сопровождения проживающих по индивидуальному плану.

С момента открытия в Дом мамы поступили 432 женщины. За 2018-2024 годы 45 из них были трудоустроены, 33 прошли обучение, 91, в том числе детям, оформлены документы. Для четырех провели даже процедуру по признанию отцовства, 22 оказали специальную медицинскую помощь.

– Нередки случаи, когда молодые девушки беременеют, их одолевает страх осуждения, что толкает их отказаться от ребенка в роддоме. В этих случаях мы выезжаем, проводим беседу, предлагаем свою помощь, с ними работает и наш психолог. Тем самым стараемся, чтобы ребенок рос вместе с мамой. К сожалению, в нашем обществе сильна зависимость от мнения окружающих: мол, это стыдно, что ребенок родился вне семьи, – поделилась Надежда Жалбаева.

«Ответственность несу только я»

Сорокалетнюю Кристину (в целях безопасности настоящие имена женщин и их детей изменены) из Майкудука приняли сюда буквально на днях. У нее на руках двое детей: сыну – 3,5 годика, дочке – 9 месяцев. Родительских прав на предыдущих троих детей ее лишили еще тогда, когда они были младенцами. Сейчас все трое, как и сама она когда-то, воспитываются в детском доме. О центре узнала от знакомой, которая в прошлом жила здесь.

– Давно хотела сюда, но не могла, так как последний (третий по счету) муж забрал все документы. И сам распоряжался пособием на детей. Ограничивал нас во всем, даже на памперсы деньги не давал. Мы снимали квартиру в Абае, Сарани, Шахтинске. Он сам из Баку и не является гражданином Казахстана. Не афишируя себя, прожил здесь незаконно почти 30 лет. Жить с ним было уже невозможно, так как сильно пил. Хоть и работал, но все пропивал. В пьяном угаре до полусмерти избивал меня, даже хотел сбросить с балкона. Он взял меня беременной, зная, что это не его ребенок. После я родила от него дочку. Полностью зависела от него, работать не могла, потому что сидела с детьми. И поэтому терпела. Но когда чаща переполнилась, я сбежала с детьми к знакомой. Но он меня там нашел, пьяный устроил скандал, ломал дверь. В квартире, кроме моих, было еще пятеро детей подруги. Перепуганная, она вызвала полицию. Его задержали, и нам сказали, что скоро депортируют. Оформили сюда очень быстро через участкового. Теперь все будет по-другому, всю ответственность за себя и детей несу только я. Отказываться от детей не буду, – рассказала свою историю Кристина.

Мама двоих детей, 25-летняя Анастасия, когда еще была замужем, узнала от знакомой, с которой вместе жили в детском доме, о том, что есть такой центр помощи. Здесь находится с начала года. У нее есть образование – окончила колледж на модельера-закройщика, но поработать не получилось, так как родила старшего сына Ислама.

– Мама страдала от алкоголизма, ее лишили материнских прав. А с отцом мы не жили, он всегда относился ко мне, как к неродной. Так я попала с десяти лет в детдом. Мы с мужем воспитывались в одном детском учреждении. Потом поженились. Муж вообще о семье не думал, относился безответственно. Ему важнее были друзья. Поднимал на меня руку, толком нигде не работал. Сыну скоро пять лет. Даже рождение дочери не изменило ситуацию. Ей скоро исполнится годик. В браке мы прожили около пяти лет. Всячески пыталась сохранить брак, но безрезультатно. Поначалу он не хотел разводиться, я несколько месяцев пряталась от него, работала, чтобы прокормить ребенка и себя. Я пробовала все, но поняла одно: если человек не хочет сам меняться, то его ничего не исправит, – делится она.

До сих пор он ни разу не позвонил, хотя номер телефона Анастасии знает. Даже не интересовался, как его дети, дочь вообще не видел. Видя такое полное безразличие, женщина призналась, что нисколько не жалеет, что развелась. Пришла к выводу, что дети важнее. Просто выбрала себя и детей. В январе работала, но здоровье дало сбой, с воспалением почек попала в больницу. В то время она жила у подруги, дети остались с ней, хотя у нее самой было трое ребятишек.

– Потом соседи вызвали опеку, мол, дети живут незаконно. Мне сообщили о том, что детей забирают. Тогда попросила врача, чтобы меня отпустили. Оказалось, детей распределили в разные учреждения. Мне дали список документов, которые я должна была предоставить, чтобы вернуть их обратно. Самым главным условием было наличие жилья. Тогда я нашла номер телефона центра. Меня поддержали, приняли, помогли собрать документы, буквально через пару дней смогла их прижать к груди. В этом очень помог Дом мамы. Здесь я нашла союзников, мы можем поговорить по душам, также это квалифицированная помощь психолога, в целом чувствуешь себя защищенной. Помимо этого, нам дают возможность развиваться, мы обучаемся, приобретаем навыки, например, я учусь на швею. Здесь учимся быть самостоятельными, воспитывая в себе ответственность за свою жизнь, за детей. Такой подход считаю правильным, – поделилась Анастасия.

Сама концепция Дома мамы – как раз таки создать такую обстановку, чтобы женщина, находясь в эмоционально неспокойном состоянии, когда весь мир от нее отвернулся, почувствовала здесь опору, защиту, комфортные и безопасные условия.

– В тех, кто получил от нас, хоть и временную, помощь и поддержку, мы вселяем веру в то, что каждая из них нужна и важна. Думаю, каждая женщина так или иначе внутренне меняется. Мы и дальше продолжаем держать связь, они по праздникам звонят, делятся радостными событиями. Мы радуемся, что после нас они справляются сами, – с гордостью сказала Надежда Жалбаева.

Қайныш БҰХАРБАЙ

Фото Жангелдi Әбдіғалымова

Exit mobile version