Home Новости Культура Жизнь как звенящая струна

Жизнь как звенящая струна

17 июля в Казахстане отметили 190-летие выдающегося казахского композитора, акына, мастера айтыса Биржан сала Кожагулулы. О жизненном пути великого таланта своим читателям рассказал коллектив Центральной городской библиотеки им. М.О. Ауэзова, продолжая традицию освещения памятных дат отечественной культуры.

Акын родился в 1834 году в Акмолинской области (современный район Биржан сал, названный в его честь). Он приобрел широкую известность в раннем возрасте как певец, обладающий уникальными вокальными данными и мастерски аккомпанирующий себе на домбре. Но вскоре перешел от исполнительства к созданию оригинальных музыкально-поэтических произведений.

Разъезжая по аулам, он участвовал в различных народных празднествах, айтысах. Особенно стал известен благодаря айтысу с Сарой Тастанбеккызы. Поэтическое состязание Биржана и Сары школьники изучали в учебниках казахской литературы еще в советское время, оно стало классикой жанра. Ради этого айтыса Биржан сал в 1871 году специально приехал в далекое Семиречье. Айтыс Биржана и Сары был записан со слов Сары хаджи Жусупом Шайх-Исламулы, впервые опубликован в 1898 году в Казани. В 1946-м композитор Мукан Тулебаев на основе этого айтыса написал оперу «Биржан и Сара», куда вошли основные песни акына. Автор и коллектив исполнителей в 1949 году были удостоены Сталинской премии II степени в разделе «Оперное искусство».

Жизненный путь акына был неповторимым и ярким. Объединив талантливую молодежь, композитор создал своеобразный кочующий театр. Народ добавил к его имени эпитет «сал», смысл которого приближается к европейским понятиям «бард», «балагур».

Ведущее место в творчестве Биржан сала занимала тема любви, ей посвящены песни «Айтбай», «Ғашығым», «Ғашық жар», «Ләйлім-шырақ» и другие, отличающиеся неподдельным лиризмом, искренностью и глубиной чувств. Гордым скакунам, обгоняющим ветер в бескрайней степи, посвящены его песни о любимых конях – «Телқоңыр», «Ақсеркеш» и др. Верную спутницу, домбру, Биржан сал воспевает в песне «Орынбор әні».

Будучи глашатаем народа, он в своих песнях также обличал произвол степных властей, таких как волостные Жанбота и Азнабай, по приказу которых у Биржан сала сломали домбру за неподчинение. Гнев и презрение звучат в песнях «Жанбота», «Адасқақ» и других. Печатью трагизма отмечены песни последних лет жизни «Жамбас сипар», «Теміртас» и другие, проникнутые безысходностью и печалью.

Благодаря ученикам и последователям мастера сохранилось свыше сорока его песен, среди которых такие признанные шедевры, как «Біржан сал», «Алтын балдақ», «Ақтентек», «Жаймашу-ақ», «Бұрылтай» и др.

Песня «Жамбас сипар» стала основой «Казахской рапсодии» для народного оркестра композитора Зиновия Компанейца. Широко использованы его песни в операх Евгения Брусиловского, многие песни обработаны для оркестров и хоров.

Память о народном маэстро увековечена во многих местах нашей страны. В 1991 году в Кокчетаве открыт памятник композитору со сломанной домброй. В 2009-м на «Казахфильме» был снят художественный фильм «Биржан сал». Наконец, в 2017 г. Указом Президента Енбекшильдерский район, родина композитора, был переименован в район Биржан сал.

Песни великого служителя искусства исполняли в разное время все известные певцы Казахстана, а его творческое наследие до сих пор изучают в школах и вузах республики.

 

Лиэль СТЕПКИНА

Фото библиотеки

им. М.О. Ауэзова

Exit mobile version