ДомойНовостиКультураВолшебные струны

Волшебные струны

Даже спустя десятилетия музыкальные инструменты известных карагандинских акынов Доскея Алимбаева, Кали Байжанова и Жамили Шашкиной полны чарующей силы.

Творчество этих великих певцов Сарыарки непременно ассоциируется с домброй. Карагандинцам повезло — это материальное культурное наследие не было утрачено: музыкальные инструменты ярких представителей нашего края хранятся в фондах областного историко-краеведческого музея.

Обычно скрытые от посторонних глаз, в настоящее время домбры, а также концертные костюмы — войлочный камзол и шифоновое платье с воланами Жамили Шашкиной, плюшевый чапан Кали Байжанова — представлены на выставке в рамках проекта «Парад экспонатов».

Чтобы понять историческую ценность этих предметов, необходимо рассказать об их владельцах. Итак, по информации главного хранителя музея Меруерт Орыспаевой, народный акын Доскей Алимбаев (1850-1946 годы) родился в нынешнем Бухаржырауском районе, в селе, которому в 2011 году в честь 150-летия певца присвоили его имя.

В 15-летнем возрасте Доскей стал известным акыном-импровизатором. Его дастан «Кенесары» одухотворил участников народно-освободительного движения 1916 года. Произведения Д. Алимбаева, в которых он поднимал социальные проблемы народа, печатались в сборниках, издававшихся в 1937-1965 годах. В 1939 году стал заслуженным деятелем искусств Казахской ССР. Во время Великой Отечественной войны выступил одним из организаторов областного айтыса. Также наряду с Жамбылом Жабаевым и Кененом Азербаевым воспевал героическую борьбу советского народа с фашизмом.

— Домбру Доскея Алимбаева в 1971 году сдала в музей его родственница, завуч школы совхоза «Победа» М. Аупеисова, — уточнила М. Орыспаева.

Казахский советский певец (бас), народный артист КазССР Кали Байжанов (1877-1966 годы), согласно музейным документам, играл на своей плоскодонной домбре без малого 40 лет. Песенному и музыкальному искусству начал обучаться с 12 лет у известного исполнителя Жарылгапберды. Высокую оценку его мастерству давали композитор Ахмет Жубанов и этнограф Александр Затаевич.

Уроженец нынешнего Баянаулского района Павлодарской области, он основную часть своей творческой жизни связал с шахтерским городом — приехав сюда в 1932 году, стоял у истоков создания хора радиокомитета Караганды и до конца своих дней работал на Карагандинском радио.

Значимый след в истории культуры нашей области оставила Жамиля Шашкина (1914-2009 годы). Советская и казахстанская актриса, певица (сопрано), почетный гражданин города Караганды — уроженка Каркаралинского района. Она была одним из организаторов театра рабочей молодежи, который с 1964 года носит имя выдающегося поэта и писателя, основоположника современной казахской литературы Сакена Сейфуллина. Училась в Москве, служила в Казахском театре оперы и балета им. Абая. После ареста супруга — писателя Зеина Шашкина — с дочерьми переехала в Караганду и с 1938 года являлась актрисой драматического театра. Ее первой ролью стала дочь шахтера Гулсим в пьесе А. Шанина «В борьбе за уголь». В целом же зрителям своей эпохи она запомнилась в ярких женских образах: Кыз Жибек в одноименной музыкальной драме Е. Брусиловского и Г. Мусрепова, Баян в бессмертной пьесе Г. Мусрепова «Қозы Көрпеш — Баян Сұлу», Шарбан «Сердце поэта» З. Шашкина и другие. Также играла в постановках классического репертуара.

— Домбра с плоским четырехугольным корпусом, представленная в экспозиции, была подарена 23 декабря 1974 года Карагандинским музыкальным училищем имени Таттимбета в честь ее 60-летия, о чем гласит надпись, сделанная на лицевой стороне, — сообщила главный хранитель музея.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Фото Александра МАРЧЕНКО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Предыдущая статьяСвое, домашнее!
Следующая статьяИз Батуми с победой
Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные