Home Новости Культура Влюбленный в казахские степи

Влюбленный в казахские степи

История края – в трудах нашего современника

                       (Окончание. Начало в номере газеты от 28.03.2024 г.)

Продолжая статью об известном карагандинском краеведе, ученом и исследователе Юрии Григорьевиче Попове, не могли обойти стороной его документальные повествования про годы политических репрессий и пребывание многих известных земляков в трудовых лагерях.

Любознательный и дотошный, Попов не один год провел в архивах и библиотеках Караганды, Алматы и за их пределами, прослеживая повороты судеб разных людей. Даже сейчас, вдали от любимого города, там, в Санкт-Петербурге, его неустанно манят архивы, библиотеки и читальные залы, где хранится не одна сотня страниц истории родной Сарыарки. Он писал о репрессированных талантливых художниках, писателях и поэтах и их испытаниях за колючей проволокой. И не только о них – и о добродушном степном народе и батырах, о тех, кого он искренне почитает по сей день. При этом каждый ценный факт он добывал сам, без посторонней поддержки. Историю собирал по крупицам, не уставал переписывать вручную пожелтевшие сырые архивные документы, сопоставляя сведения и факты.

О Карлаге

17 сентября 1931 года был создан Карагандинский исправительно-трудовой лагерь, куда массово ссылали заключенных из республик Советского Союза по политическим убеждениям. Лагерное наказание здесь безвинно отбывали более миллиона человек. Большинство из них обвинялись по статье 58 УК РСФСР – за контрреволюционную деятельность. Главное управление Карлага находилось в поселке Долинка, в 40 км от Караганды, а сам лагерь разместился на территории, равной по площади Франции. На базе трудовых лагерей был создан совхоз «Гигант». Заключенных распределяли по отделениям исправительного учреждения, иногда именуемым в сводках «совхозами». В отчете Карлага, датированном 8 января 1934 года, упоминается площадь территории – 1700 тыс. га. Лагерь-совхоз имел животноводческое направление. Количество крупного рогатого скота насчитывало 37 тыс. голов, овец – 60 тысяч, свиноматок – 700 голов. Карагандинский исправительно-трудовой лагерь был официально ликвидирован лишь в 1959 году.

От голода и холода, а иногда от невыносимых пыток каждый день здесь умирали люди. Только в 40-х годах погибло порядка 40 000 человек, в том числе и дети заключенных. Среди осужденных было много ученых, их заставляли заниматься развитием хозяйства, помимо этого, они проводили гидротехнические, топографические, ботанические, почвенные, метеорологические и другие различные исследования. Также активно принимали участие в строительстве и сооружении промышленных предприятий на территории Центрального Казахстана. Геофизик А. Чижевский, инженер-авиаконструктор А. Туполев, писатель и поэт Л. Гумилев и многие другие знаменитые личности провели мучительные годы в Карлаге.

По сути, это было государство в государстве: Карлагом управляла непосредственно Москва. За долгие 28 лет своего существования он оставил в памяти людей боль и страдания. Здесь родилось и выросло целое поколение, их назвали детьми Карлага. С 1931 года начался стремительный рост третьей угольной кочегарки страны – Карагандинского каменноугольного бассейна. Тогда активно строились шахты, заводы, в связи с этим потребовалось огромное количество рабочей силы, притом очень дешевой, но высококвалифицированной. Тысячи невольных «врагов народа» отправляли на исправительно-трудовые работы в Карлаг. Они тратили ум и силы для того, чтобы строился Карагандинский промышленный район. Карлаговцы были специалистами высокого класса, авторитетными учеными с мировым именем, но даже почетные титулы их не спасали. Они жили в холодных бараках и жестоких нечеловеческих условиях. И многие из них были приговорены за преступления, которых не совершали. У них отняли все самое ценное в жизни: дом, семью и безоблачное будущее. Насильно разлученные с родными и близкими, они познали голод, тяжелую физическую работу и незатягивающиеся душевные муки. Удивительно, но даже в таких суровых условиях политзаключенные оставались человечными, сострадательными друг к другу. Такой ценой они внесли весомый вклад в развитие нашего региона.

И в лагере был музей

В книге автора «Познание Сарыарки: через путешествия, ссылки, лагеря» особое внимание уделяется карлаговскому узнику – А. Палашникову, который создал уникальный музей, где собрал труды заключенных. Ю. Попов написал ее на основе архивных документов, публикаций из различных газет и журналов, а также бесед с героями и их близкими родственниками. Книга полезна для всех поколений, стремящихся в полной мере вникнуть в события, которые происходили в те нелегкие годы на земле Сарыарки. Она издана в рамках научно-просветительского проекта «Карлаг: память во имя будущего».

Карагандинский лагерь был колоссальным: здесь содержалось сто тысяч заключенных. Первый год А. Палашников был со всеми на полевых работах, строил новые бараки. Рассказывал, что его били уголовники, отнимали еду. Порой по ночам он плакал от бессилия. И вдруг пришло спасение. Начальник лагеря О. Линин решил создать музей. Он просмотрел личные карточки заключенных и вызвал Палашникова. Узнав, что тот руководил большим Смоленским музеем, сказал: «У тебя срок три года. Да, вы, заключенные, временно лишены свободы. Но вы тоже создаете материальную базу социализма, тоже работаете для родины. Их труд должен быть запечатлен и увековечен. Создашь хороший музей – на год сокращу тебе срок. Сколько надо людей в бригаду – столько и бери». И действительно, за ударный труд и образцовое поведение срок ему был сокращен на год, и в марте 1936 года его освободили. Он был, конечно, не единственным создателем музея – в каждом отделении огромного Карлага также существовал музейный уголок. Тем более что представителей интеллектуальной среды было достаточно.

А в общелагерном музее показывали процесс перевоспитания, преобразования осужденных в новых людей. Здесь было много информации об ударниках, примерах коллективного труда и успешном перевоспитании рецидивистов.

Начальник Карагандинского исправительно-трудового лагеря О. Линин в марте 1935 года издал приказ № 84. Он гласил: «Для успешного и четкого выполнения приказа об организации общелагерного музея, ставившего целью выявление результатов работы лагеря по переделке природы и перековке человека, временно для подготовки музея организовать под руководством заведующего музеем з/к А. Палашникова проведение работ по оформлению музейной экспонатуры».

«Музей с каждым годом пополняется разнообразнейшими экспонатами, наглядно показывающими богатство области, ее фауну, флору и т.д. В витринах под стеклом сложены образцы ценных ископаемых. Здесь золотоносная, свинцовая и медная руда, яшма, диорит, дымчатый хрусталь. Большой интерес представляют экспонаты из быта казахского народа. Имеются набор металлических, костяных и других украшений, окованные серебром поясные украшения, седла с дорогой отделкой, извлеченные из старых могил. Вывешены интересные копии исторических документов. Среди них – копия договора, по которому в прошлом веке казахскими баями был продан русским купцам Карагандинский угольный бассейн за 250 тыс. рублей», – пишет автор.

А в другую книгу краеведа Юрия Попова «Сарыарка их помнит имена» вошли документальные очерки о людях, ставших в разные годы жертвами политических репрессий. Автор анализирует труды своих героев в условиях ограничения свободы на территории Центрального Казахстана. Там лаконично изложена деятельность осужденных в лагере. Ряд статей публиковался в местных и республиканских газетах, журналах и сборниках и получил положительный отклик у читателей. Краевед, ориентируясь на достоверные факты, изложил историю Карлага без излишних домыслов и приукрашиваний.

Заглянуть за горизонт

Все труды карагандинского краеведа Юрия Попова бесценны для истории не только Центрального Казахстана, но и республики, – ведь история отдельно взятого региона не может существовать в отрыве от всей страны. И Казахстан он всегда считал своей Родиной. Влюбленный в казахские просторы, он описывал их так:

– Мне очень нравилось заглядывать за горизонт. Смотришь на холмы – вдали сиреневая дымка. Кажется, там сказочный край, где живут какие-то особенные люди. Это чувство у меня не проходит и сейчас. Российский лес не по мне. Слева деревья, справа деревья, за поворотом опять лес, душа не отдыхает. Мне нужны просторы, дали. Это создает ощущение огромного круга, моего круга… Сейчас многие люди, в особенности казахской национальности, по-настоящему увлечены созданием своей родовой книги. Меня просят узнать про деда, прадеда, прапрадеда. Это радует. Пусть хоть таким путем просыпается интерес к истории Родины…»

Қайныш БҰХАРБАЙ

Exit mobile version