Home Новости Культура Степная поэзия от карагандинского мастера кисти Бейбита Мустафина

Степная поэзия от карагандинского мастера кисти Бейбита Мустафина

Карагандинский художник путешествует по просторам живописи словно поэт, легко превращая сюжеты из кратких рассказов в торжественные оды. Все произведения Бейбита Мустафина наполнены особой свободой национального колорита.

Индивидуально и самобытно

Мустафин – художник, пишущий в русле национальной традиции, при этом чувствующий и понимающий современные тенденции, сплетая то и другое в единый временной поток. Индивидуально и самобытно письмо автора, его искусство, отраженное на холсте разнообразными живописными средствами, так же безупречно, как и само естество природы со сменяющимися сезонами.

В фондах Карагандинского областного музея изобразительного искусства хранятся четыре произведения автора. Это живописные полотна, повествующие о родине, ее тихих буднях и многовековом укладе в колыбели Степи. Они разнятся между собой, но объединены чувством сопричастности к происходящему вокруг и попыткой понять окружающее мироздание.

В пик творческого взлета автор проявил себя певцом «зеленой» живописи, покорив изобразительное искусство Караганды новым веянием. Его работы впитали в себя терпкие ароматы трав, перевоплотившись под его уверенной кистью в мираж с глянцево-перламутровой поверхностью. Всякому гостю мягко сидеть на этом праздничном ковре, он наполнен и наивно-примитивными элементами, и центрально-азиатскими символами, в нем есть место и для глубоких рассуждений, образных метафор, и для непринужденных легких впечатлений.

«Самотечные» приемы кисти

В период 90-х годов проходит пик становления художественного видения, формируется неповторимая фактура мазка. Оригинальные «самотечные» приемы кисти вместе с удивительной цветовой гаммой передают импульсы Сарыарки и ее обитателей, наполняя разными оттенками чувств.

В работе «Вестник рождения» круговая композиция вторит кольцу юрты, гармонируя с ее спокойным уравновешенным ритмом, неспешно бегущими линиями, которые отложили отпечаток на картине мира казахов, их космогонических представлениях вместе с творческой составляющей. Картина о бесконечности жизни в глазах Вселенной и в то же время ее земной скоротечности, переходящей в прах. Полотно, полное образов и представлений о смысле человечества, его жизни, выраженной в традициях и обычаях. Фрагмент кереге в центре полотна – основа национального жилища – выступает здесь как эховолна предшествующих поколений.

Посредством мастерски микроструктурированной фактуры автор воссоздает шум трав и стрекот насекомых, легкие прикосновения степного ветра и вспудренную терпкую пыльцу.

Ощущение полноты жизни и размеренного счастья

В 2005 году рождается произведение «Қонақ күту», этакая «гостевая круговерть». Она как неотъемлемая часть бытия казахов – «Енді отырып өзіміз шәй ішейік». Круговая композиция подобно мареву простирается на холсте, спадающую вечернюю жару подчеркивает сферическая форма горизонта. Пирамидальные тополя держат на своих раскаленных кронах куски солнца, упавшие на них в течение жаркого дня, они желеобразно стекают, освобождая место ночной прохладе.

Сельский спокойный сюжет праздничного дня, когда хлопоты остались за порогом, – вкусное угощенье на костре вот-вот поспеет. Выметен двор и идет неспешная беседа о разном. На переднем плане – хрупкий и благопристойный силуэт девушки с покрытой головой, две длинные косы словно целомудрие и кротость. Мягкой фантомной тенью отражаются фигуры людей на земле, которая дышит и разговаривает с ними, обогащая и наполняя их энергией жизни. В этом пейзаже время замерло как самое теплое воспоминание, в нем три лика времени и три лика возраста: уходящее – старость, настоящее – молодость и будущее – детство.

Совершенно в другой манере письма выступает алматинский пейзаж «Площадь Независимости». Ракурс с высоты птичьего полета открывает панораму. Верхушки заснеженных гор – это лицо Алматы, одна из узнаваемых ее черт, первые шаги осени слегка окрасили листву золотом. Недостижимое величие гор со своим постоянством и текучая земная жизнь со своими метаморфозами передают общий поток движения времени.

Ритмичный верх гор перекликается с ритмичными пятнами нижней части работы и соединяет их постамент с фигурой воина. Золотой человек – символ независимости, которая во всякие времена достигается в освободительных войнах.

Бейбит Ермекович Мустафин – заслуженный деятель культуры РК, член-корреспондент Академии художеств РК, педагог – художник, дарящий своему зрителю ощущение полноты жизни и размеренного счастья, которое есть в каждом обычном дне.

Снежана ЧЕРКАЕВА, руководитель

экскурсионно-массового отдела Карагандинского областного музея изобразительного искусства

Exit mobile version