Home Новости Культура Секреты китайской наложницы

Секреты китайской наложницы

Экспедиция Сарыаркинского археологического института Карагандинского университета им. академика Е.А. Букетова в августе провела археологические исследования на золотоордынском ритуально-погребальном комплексе Карасуыр, который расположен в бассейне реки Сарысу, в междуречье рек Буланты и Калмак крылган (область Улытау, поселок Карсакпай, сопка Карасуыр).

Географически это территория пустыни Бетпак-Дала на юго-западе Казахского мелкосопочника. Здесь находятся многочисленные и разновременные группы могильников и курганов, что свидетельствует о местах проживания кочевников в прошлом. В рамках научно-исследовательского проекта Комитета науки МНВО РК «Культура кочевого населения Сарыарки в Средневековье» и по программе университета было вскрыто несколько погребений. Погребальный обряд, инвентарь воинских захоронений этого времени на территории Центрального Казахстана мало изучены. Исследование военного дела золотоордынского периода истории Великой степи, ландшафтов военного конфликта – это новое направление в казахстанской археологии.

– Ритуальный комплекс Карасуыр впервые исследовался в 2011 году экспедицией Института культурного наследия номадов по инициативе его директора И. Ерофеевой. Первые добытые материалы указали на монгольский компонент в составе народонаселения Дешт-и-Кыпчака и на процесс взаимодействия монгольских племен с кыпчакской средой и другими тюркскими племенами, – рассказывает ведущий научный сотрудник Сарыаркинского археологического института КарУ им. Е.А. Букетова Эмма Усманова. – По всей видимости, захоронения принадлежали воинам Улуса Джучи, которые возвращались из похода и нашли свой последний покой в ложбинах сопки Карасуыр. Радиокарбонное датирование указало на дату создания этого ритуального комплекса – конец XIII – начало XIV века, время главенствования Золотой Орды в степном крае.

Через 12 лет состоялась новая экспедиция к тайнам воинских погребений сопки Карасуыр. Бетпакдалинская экспедиция состояла из археологов, преподавателей исторического факультета, учителей, студентов, волонтеров. Бетпак-Дала – это пустыня, голодная степь. Здесь нет связи, звонков, Интернета, магазинов. Есть ночное небо в алмазах звезд, ветер и редкая растительность, сильная своими корнями. Коммуникация с миром – только через машину, которая доезжает до Карсакпая за питьевой водой и хлебом. Оторванные от мира, они, вооружившись лопатами, исследовали историю. В ходе исследований было вскрыто четыре погребения. Их особенность в том, что они находятся в ложбинах по западному склону сопки Карасуыр и носят потаенный характер, что соответствует идее «секретного» погребального обряда монголов. Все погребальные сооружения имеют вид каменной крепиды с панцирным покрытием из камней, обозначенные стелами из черного базальта. Среди них два воинских, условно обозначенных как погребения военачальника и лучника. Об этом поведали найденные артефакты: железные стремена, наконечники стрел, костяная накладка на лук, ножны с ножом, кресало, удила, наручь и колпачок для пальца (для стрельбы из лука). И совсем неожиданно было найти захоронения женщин. Из-за погребального инвентаря их условно назвали погребениями шаманки и китайской наложницы.

– У «шаманки» на плече лежала баранья лопатка, обрезанная по краю. Она явно использовалась при гадании. И совсем редким было другое погребение. Здесь при усопшей оказались вещи китайского происхождения – бронзовое зеркало, на котором изображена сцена в саду с мальчиком и женщиной, и чаша с эмалью, которую мы изъяли из плена суглинка блоком, чтобы отправить на реставрацию. Кем эта умершая была в воинском отряде? Явно у нее был свой статус. И ценные вещи, положенные с ней, определяли ее неординарный статус, – говорит Эмма Усманова.

Команда экспедиции, несмотря на нелегкие природные условия, осуществила задуманное. Дальнейшие исследования воинских захоронений на междисциплинарном уровне мемориально-ритуального комплекса Карасуыр позволят представить новые факты по истории формирования военного дела, этнокультурного состава и сакральной обрядности Улуса Джучи, раскрыть значение Улытау как культурно-ритуального центра Великой степи.

Экспедиция поистине носила настоящий международный характер. Наряду с карагандинцами в ней участвовали представители Астаны, Костанайской области, Израиля.

– Отдельное спасибо жителям поселка Байконыр за оказанную помощь, учителю школы Мукашу Стамкулову, геологам Т. Матышеву и Е. Сулейменову. Открытия делаются сообща и дружной командой. Иначе не получается прикоснуться к таинствам древностей. И мы мечтаем снова попасть в эти чистые природные ландшафты степи, – завершает Эмма Усманова.

Лиэль СТЕПКИНА

Фото предоставлены
Эммой УСМАНОВОЙ

Exit mobile version