ДомойНовостиКультураОни такие разные

Они такие разные

Георгины, пионы, астры, яблоня и букетик сирени — каждый художник по-своему видит их красоту. В областном музее изобразительного искусства проходит выставка «Цветочные натюрморты», посвященная одним из самых восхитительных созданий природы.

Экспозиция — это 28 ярких полотен, объединенных общими темами, проходящими сквозь века: натюрморт и цветочный сюжет. Первый — жанр изобразительного искусства, в котором представлены неодушевленные предметы. Он существовал уже во времена Древнего Египта и Древней Греции и по сей день остается неотъемлемой частью в программе обучения. В свою очередь через натюрморт учатся передавать простые формы, цвет, свет, перспективу и композицию.

Как отметила экскурсовод Елена Кондратьева, ранее музей не выставлял именно цветочные натюрморты в отдельной экспозиции — они включались только в сборные выставки. Авторы представленных работ — не только карагандинские художники, но и художники из других городов Казахстана, а также России и Украины. Интересен и период написания — от 1960-го по 2021 год.

Самая ранняя и самая редкая по технике исполнения — картина «Букет» российской советской художницы, участницы Великой Отечественной войны Инны Рыбаковой. На вид скромная, словно созданная рукой начинающего художника ваза с синими, желтыми и красными соцветиями уникальна. Дело в том, что картина выполнена в старинной технике печати «монотипия».

— Это сложная работа — на гладкую поверхность наносится краска и создается оттиск. Отпечаток всегда получается в единственном экземпляре, который невозможно повторить, — подчеркнула сотрудница музея.

Цветочные натюрморты можно создавать и в литографии. Это еще одна разновидность печатной графики, когда типографская краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. Так работала советский художник-график Клеопатра Думаревская, которая монохромной литографии предпочитала цветную. Пример тому — ее полотно с незатейливым названием «Цветы», созданное в 1962 году.

В целом на выставке можно встретить самые разные техники: классическая живопись, пастель, батик, масло и даже стрит-арт. Современное направление изобразительного искусства здесь представлено картиной карагандинца Александра Клокова — «Цветы счастья», подаренной музею после его персональной выставки.

— Он использовал здесь маркеры, которые создают текучую структуру, баллончики с краской, акрил, гуашь, — рассказала экскурсовод.

Классикой жанра Елена Кондратьева называет «Праздничный натюрморт» Гульбарам Исмаиловой:

— В нем есть отсылки не только на Казахский национальный театр оперы и балета им. Абая, который архитектурно напоминает Парфенон. На полотне присутствуют фрукты — как уже говорилось выше, натюрморт берет истоки в Древней Греции. Поэтому здесь можно почувствовать нотки античности. Но самое главное — палитра. Художница использовала всего четыре цвета — базовые красный, синий, желтый, которые нельзя смешать, и белый для насыщенности. Никаких лишних оттенков.

Завершает экспозицию «Красный натюрморт» Владимира Сотникова. Он обращает на себя внимание сразу же при входе в выставочный зал. Этот цвет редко используют при создании картин, но в данном случае, объясняет экскурсовод, он оправдан сюжетно. Автор сполна передал смысловую нагрузку композиции сухоцветов в вазе, цветка в горшке, интерьера, состоящего из стула красного дерева и осеннего багряного ленинградского вечера.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Фото Александра МАРЧЕНКО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Предыдущая статьяПроявили характер
Следующая статьяКак живет культура
Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные